Простая ролевая игра на умение выявления потребностей. Групповая игра "турпоездка" для оценки навыка выявления потребностей

Цель - приобретение практических навыков разработки системы нематериального стимулирования работников.

Постановка задачи

    Изучить теоретическую часть.

    Ответить на вопросы теста Ш. Ричи, П. Мартин «Мотивационный профиль». Результаты заносить в таблицу 42.

    Построить мотивационный профиль (пример - рисунок 7).

    Заштриховать в каждом столбике процент текущей удовлетворенности потребности.

    Члены группы меняются мотивационными профилями.

    Обрабатывая полученный профиль, предложить индивидуальные нематериальные стимулы, которые могли бы удовлетворить самые значимые для работника потребности (примеры – таблица 41). Особое внимание необходимо обращать на доминирующие потребности с низким значением текущего удовлетворения.

    Группа разбивается на подгруппы. Каждая подгруппа определяет ведущие факторы (потребности) своего коллектива и предлагает нематериальные стимулы, удовлетворяющие потребности большинства членов группы.

Рис. 7 Мотивационный профиль (пример)

Методические указания

Тест «Мотивационный профиль» (Шейла Ричи, Питер Мартин)

Как пользоваться тестом:

Вам нужно распределить 11 баллов между четырьмя вариантами каждого из утверждений, обозначенными буквами (а), (б), (в), (г). Если Вам кажется, что один из факторов наиболее важен для Вас, оцените его в 11 баллов; если Вы полагаете его вовсе несущественным, не присуждайте ему ни одного балла; в остальных случаях постарайтесь по собственному усмотрению распределить все 11 баллов между четырьмя предложенными в каждом утверждении факторами. Следите за тем, чтобы были присуждены все 11 баллов.

Для получения наилучших ответов на вопросы следует отвечать быстро, не раздумывая подолгу. Ваш первый, может быть, может быть, не вполне осознанный ответ, вероятно, и есть наиболее верное отражение ваших истинных чувств.

Ответы на все вопросы Мотивационного профиля и подсчет результатов займет у Вас приблизительно один час.

Вопросы теста:

    Я полагаю, что мог бы внести большой вклад на такой работе, где…

а) хорошая заработная плата и прочие виды вознаграждений; б) имеется возможность установить хорошие взаимоотношения с коллегами по работе;

в) я мог бы влиять на принятие решений и демонстрировать свои достоинства как работника; г) у меня есть возможность совершенствоваться и расти как личность.

2. Я не хотел бы работать там, где…

а) отсутствуют четкие указания, что от меня требуется; б) практически отсутствуют обратная связь и оценка эффективности моей работы;

в) то, чем я занимаюсь, выглядит малополезным и малоценным; г) плохие условия работы, слишком шумно или грязно.

3. Для меня важно, чтобы моя работа… а) была связана со значительным разнообразием и переменами; б) давала мне возможность работать с широким кругом людей; в) обеспечивала мне четкие указания, чтобы я знал, что от меня требуется; г) позволяла мне хорошо узнать тех людей, с которыми я работаю.

4. Я полагаю, что я не был бы очень заинтересован работой, которая… а) обеспечивала бы мне мало контактов с другими людьми; б) едва ли была бы замечена другими людьми;

в) не имела бы конкретных очертаний, так что я не был бы уверен, что от меня требуется;

г) была бы сопряжена с определенным объемом рутинных операций.

5. Работа мне нравится, если…

а) я четко представляю себе, что от меня требуется;

б) у меня удобное рабочее место и меня мало отвлекают;

в) у меня хорошие вознаграждения и заработная плата;

г) позволяет мне совершенствовать свои профессиональные качества.

6. Полагаю, что мне бы понравилось, если… а) были бы хорошие условия работы, и отсутствовало бы давление на меня; б) у меня был бы очень хороший оклад;

в) работа в действительности была бы полезная и приносила мне удовольствие; г) мои достижения и работа оценивались бы по достоинству.

7. Я не считаю, что работа должна…

а) быть слабо структурированной, так что непонятно, что же следует делать; б) предоставлять слишком мало возможностей хорошо узнать других людей; в) быть малозначимой и малополезной для общества или неинтересной для выполнения;

г) оставаться непризнанной или ее выполнение должно восприниматься как само собой разумеющееся.

8. Работа, приносящая удовлетворение…

а) связана со значительным разнообразием, переменами и стимуляцией энтузиазма;

б) дает возможность совершенствовать свои профессиональные качества и развиваться как личность;

в) является полезной и значимой для общества; г) позволяет мне быть креативным (проявлять творческий подход) и экспериментировать с новыми идеями.

9. Важно, чтобы работа…

а) признавалась и ценилась организацией, в которой я работаю; б) давала бы возможности для персонального роста и совершенствования; в) была сопряжена с большим разнообразием и переменами; г) позволяла бы работнику оказывать влияние на других.

10. Я не считаю, что работа будет приносить удовлетворение, если… а) в процессе ее выполнения мало возможностей осуществлять контакты с разными людьми;

б) оклад и вознаграждение не очень хорошие;

в) я не могу устанавливать и поддерживать добрые отношения с коллегами по работе;

г) у меня очень мало самостоятельности или возможностей для проявления гибкости.

11. Самой хорошей является такая работа, которая… а) обеспечивает хорошие рабочие условия;

б) дает четкие инструкции и разъяснения по поводу содержания работы; в) предполагает выполнение интересных и полезных заданий; г) позволяет получить признание личных достижений и качества работы.

12. Вероятно, я не буду хорошо работать, если… а) имеется мало возможностей ставить перед собой цели и достигать их; б) я не имею возможности совершенствовать свои личные качества; в) тяжелая работа не получает признания и соответствующего вознаграждения; г) на рабочем месте пыльно, грязно или шумно.

13. При определении служебных обязанностей важно… а) дать людям возможность лучше узнать друг друга; б) предоставить работнику возможность ставить цели и достигать их; в) обеспечить условия для проявления работниками творческого начала; г) обеспечить комфортность и чистоту места работы.

14. Вероятно, я не захочу работать там, где…

а) у меня будет мало самостоятельности и возможностей для совершенствования своей личности;

б) не поощряются исследования и проявления научного любопытства; в) очень мало контактов с широким кругом людей; г) отсутствуют достойные надбавки и дополнительные льготы.

15. Я был бы удовлетворен, если…

а) была бы возможность оказывать влияние на принятие решений другими работниками;

б) работа предоставляла бы широкое разнообразие и перемены; в) мои достижения были бы оценены другими людьми; г) я точно знал бы, что от меня требуется и как я должен это выполнять.

16. Работа меньше удовлетворяла бы меня, если… а) не позволяла бы ставить и добиваться сложных целей; б) четко не знал бы правил и процедур выполнения работы; в) уровень оплаты моего труда не соответствовал бы уровню сложности выполняемой работы;

г) я практически не мог бы влиять на принимаемые решения и на то, что делают другие.

17. Я полагаю, что должность должна предоставлять… а) четкие должностные инструкции и указания на то, что от меня требуется; б) возможность лучше узнать своих коллег по работе; в) возможности выполнять сложные производственные задания, требующие напряжения всех сил;

г) разнообразие, перемены и поощрения.

18. Работа приносила бы меньше удовлетворения, если… а) не допускала бы возможности хотя бы небольшого творческого вклада; б) осуществлялась бы изолированно, т. е. я должен был бы работать в одиночестве; в) отсутствовал бы благоприятный внутренний климат, в котором я мог бы профессионально расти;

г) не давала бы возможности оказывать влияние на принятие решений.

19. Я хотел бы работать там, где…

а) другие люди признают и ценят выполняемую мной работу; б) у меня будет возможность оказывать влияние на то, что делают другие; в) имеется достойная система надбавок и дополнительных льгот; г) можно выдвигать и апробировать новые идеи и проявлять креативность.

20. Вряд ли я захотел бы работать там, где…

а) не существует разнообразия или перемен в работе; б) у меня будет мало возможностей влиять на принимаемые решения; в) заработная плата не слишком высока;

г) условия работы недостаточно хорошие.

21. Я полагаю, что приносящая удовлетворение работа должна предусматривать...

а) наличие четких указаний, чтобы работники знали, что от них требуется; б) возможность проявлять креативность (творческий подход); в) возможность встречаться с интересными людьми;

г) чувство удовлетворения и действительно интересные задания.

22. Работа не будет доставлять удовольствие, если… а) предусмотрены незначительные надбавки и дополнительные льготы; б) условия работы некомфортны или в помещении очень шумно; в) не будет возможности сравнивать свою работу с работой других; г) не поощряются исследования, творческий подход и новые идеи.

23. Я считаю важным, чтобы работа обеспечивала мне… а) множество контактов с широким кругом интересных мне людей; б) возможность установления и достижения целей

в) возможность влиять на принятие решений; г) высокий уровень заработной платы.

24. Я не думаю, что мне нравилась бы работа, если… а) условия работы некомфортны, на рабочем месте грязно или шумно; б) мало шансов влиять на других людей;

в) мало возможностей для достижения поставленных целей; г) я не мог бы проявлять креативность (творчество) и предлагать новые идеи.

25. В процессе организации работы важно… а) обеспечить чистоту и комфортность рабочего места;

б) создать условия для проявления самостоятельности;

в) предусмотреть возможность разнообразия и перемен; г) обеспечить широкие возможности контактов с другими людьми.

26. Скорее всего, я не захотел бы работать там, где… а) условия работы некомфортны, т. е. шумно, грязно и т. д.;

б) мало возможностей осуществлять контакты с другими людьми; в) работа не является интересной или полезной; г) работа рутинная и задания редко меняются.

27. Работа приносит удовлетворение, вероятно, когда… а) люди признают и ценят хорошо выполненную работу; б) существуют широкие возможности для маневра и проявления гибкости; в) можно ставить перед собой сложные и смелые цели; г) существует возможность лучше узнать своих коллег.

28. Мне бы не понравилась работа, которая…

а) не была бы полезной и не приносила бы чувства удовлетворения; б) не содержала бы в себе стимула к переменам; в) не позволяла бы мне устанавливать дружеские отношения с другими; г) была бы неконкретной и не ставила бы сложных задач.

29. Я бы проявил стремление работать там, где…

а) работа интересная и полезная;

б) люди могут устанавливать длительные дружеские взаимоотношения; в) меня окружали бы интересные люди;

г) я мог бы оказывать влияние на принятие решений.

30. Я не считаю, что работа должна… а) предусматривать, чтобы человек большую часть времени работал в одиночку; б) давать мало шансов на признание личных достижений работника; в) препятствовать установлению взаимоотношений с коллегами; г) состоять в основном из рутинных обязанностей.

31. Хорошо спланированная работа обязательно… а) предусматривает достаточный набор льгот и множество надбавок; б) имеет четкие рекомендации по выполнению и должностные обязанности; в) предусматривает возможность ставить цели и достигать их; г) стимулирует и поощряет выдвижение новых идей.

32. Я считал бы, что работа не приносит удовлетворения, если… а) не мог бы выполнять сложную перспективную работу; б) было бы мало возможностей для проявления креативности; в) допускалась бы лишь малая доля самостоятельности; г) сама суть работы не представлялась бы полезной или нужной.

33. Наиболее важными характеристиками должности являются… а) возможность для творческого подхода и оригинального нестандартного мышления; б) важные обязанности, выполнение которых приносит удовлетворение; в) возможность устанавливать хорошие взаимоотношения с коллегами; г) наличие значимых целей, которых призван достичь работник.

Таблица 42. Таблица ответов

Индивидуальный мотивационный профиль, состоит из следующих мотивационных факторов:

1. Потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении.

2. Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке.

3. Потребность в четком структурировании работы , наличии обратной связи и информации, позволяющей судить о результатах своей работы, потребность в снижении неопределенности и установлении правил и директив выполнения работы. Люди с высокой потребностью в структурировании работы должны точно знать, что от них требуется. Они хотят быть уверенными, что четко выполняют все предусмотренные производством процедуры. Недостаток указаний и информации будет вызывать у них стресс. Такие люди стремятся к высокому уровню организованности. Они хотят видеть мир упорядоченным, предсказуемым и контролируемым. Людей с высокими показателями этой потребности следует мотивировать установлением четкого порядка или предоставлением им возможности установить свой порядок.

4. Потребность в социальных контактах : в общении с широким кругом людей, легкой степени доверительности, связей с коллегами, партнерами и клиентами. Такие работники получают удовлетворение и положительные эмоции от многочисленных контактов с другими людьми. Многие из них способны проявлять толерантность к окружающей суете, шуму, которые неизменно сопровождают совместный труд. Таким образом, создавая условия для многочисленных контактов или перемещая на должности, предполагающие такие контакты, можно повышать удовлетворенность этих сотрудников.

5. Потребность формировать и поддерживать долгосрочные, стабильные взаимоотношения, предполагающая значительную степень близости взаимоотношений, доверительности. Нужно попытаться сформировать поощряющий взаимоотношения моральный климат. Такие работники будут удовлетворены в условиях доверия, благоприятных рабочих и личных взаимоотношений, свойственных эффективной команде.

6. Потребность в завоевании признания со стороны других людей, в том, чтобы окружающие ценили заслуги, достижения и успехи индивидуума. Мотивация таких людей состоит в удовлетворении подобной потребности различными средствами: от устной благодарности до материального поощрения. Руководителю нужно учитывать, что восприятие проявлений признательности зависит от его искренности. Если признание звучит неискренне, то оно может разрушать мотивацию (демотивировать). Кроме того, разные люди нуждаются в различных формах признания. Одним нужно выражать благодарность в торжественной обстановке в присутствии коллег по работе, другим - достаточно сказать «спасибо» в процессе работы. Конечно же, признание должно проявляться сразу после события, поступка, которые его заслуживают, при этом признание заслуг не обязательно должно сопровождаться материальным вознаграждением.

7. Потребность ставить для себя дерзновенные, сложные цели и достигать их. Преобладающей чертой таких людей является желание все делать самому. Они могут добровольно вызваться работать сверхурочно. Но прежде чем приступить к выполнению задания, они должны убедиться в том, что поставленная цель поддается измерению, оценке. Они инстинктивно будут избегать деятельности, связанной с неопределенностью, где трудно или невозможно измерить вклад и достижения. Работники, стремящиеся к достижениям должны всегда ощущать себя движимыми какой-то целью. Если они лишаются ее, жизнь может показаться им бессмысленной. Достигнув поставленной цели, работники испытывают несколько мгновений триумфа, а затем неугомонность берет верх, и они опять готовы к достижениям.

Мотивация подобных работников состоит в четком определении цели и формировании полной преданности ей. Большое значение имеет подготовка условий для концентрации их энергии.

8. Потребность во влиятельности и власти , стремление руководить другими - показатель конкурентной напористости, поскольку предусматривает обязательное сравнение с другими людьми и оказание на них влияния. Те, кто стремятся оказывать влияние, представляют несомненный интерес для любой организации. При этом ключевой вопрос, который следует рассмотреть, сводится не только к способности человека влиять, но также к тому, во имя чего он стремится проявлять влияние на окружающих. Гуманно ли влияние, направлено ли оно в интересах организации и делегирования полномочий? Или направлено лишь на достижение собственных интересов и проявляется в жесткой разрушительной манере? Кроме того, стремление оказывать влияние почти всегда наталкивается на сопротивление других людей. Поэтому взаимоотношения могут стать неприязненными и особенно проблематичными, если у работника, проявляющего властность и влиятельность, отсутствуют такт, дипломатичность, толерантность, иными словами, все то, что принято обозначать понятием «социальный интеллект». Мотивация таких людей состоит в предоставлении возможности конструктивно влиять на других для достижения организационных целей. Причем обучение приемлемым методам влияния и приемам реализации власти, включающее практическую тренировку, должно составлять важную часть их мотивации.

9. Потребность в разнообразии , переменах и стимуляции, стремление избегать рутины. Указывает на тенденцию всегда находиться в состоянии приподнятости, готовности к действиям, любви к переменам. Таким людям требуется постоянная возможность переключаться на что-то новое. С большой энергией взявшись за дело, они вскоре начинают испытывать скуку. Они могут почти бессознательно уклоняться от планирования своей деятельности. Если же характер работы предполагает постоянные перемены, если требуется приток свежей энергии и новых инициатив, то такие люди будут прекрасно подходить для подобной работы.

При отсутствии в процессе мотивации таких людей возможности предоставить им вид деятельности, предполагающий элементы разнообразия, авторы методики рекомендуют, в частности, сосредоточиться на указании им пути к дальнейшим стимулам: «Когда этот проект будет завершен, у вас будет отличная возможность заняться новым делом».

Можно попытаться представить неоконченную работу как новый вид деятельности. Задача руководителя состоит в том, чтобы постоянно стимулировать такого работника на выполнение задания, на завершение начатого.

10. Потребность быть креативным , анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей. Этот показатель свидетельствует о тенденции к проявлению пытливости, любопытства и нетривиального мышления. Хотя идеи, которые вносит такой человек и к которым стремится, не обязательно будут правильными или приемлемыми. При корректном управлении такие люди весьма полезны для любой организации. Но их креативность должна быть сфокусирована на задачах бизнеса. Если креативность не может быть сконцентрирована, она не может быть использована.

Для креативных личностей очень важным является наличие права на ошибку, поскольку в этом отношении они очень уязвимы. Если корпоративная культура компании не отличается толерантностью, если каждое совещание оборачивается обвинениями и насмешками, то креативные сотрудники предпочтут не делиться своими идеями.

11. Потребность в самосовершенствовании , росте и развитии как личности. Это показатель желания независимости и самосовершенствования. Люди, имеющие высокую потребность в самосовершенствовании, оценивают свою работу именно с таких позиций. Персональный рост подталкивает их к самостоятельности, которая в своем крайнем выражении может превращаться в желание ни от кого не зависеть. Мотивация работников с такими устремлениями требует от руководителя умения соотносить то, к чему они стремятся, с тем, что необходимо организации. Само обсуждение этой проблемы с работником может играть мотивирующую роль, так как покажет ему, что руководитель понимает его потребности и стремится удовлетворить их.

С целью мотивации таких работников следует создавать ситуации, которые удовлетворяли бы их актуальную потребность: периодически направлять на курсы, семинары, привлекать к обучению персонала, к выполнению заданий, требующих саморазвития.

12. Потребность в интересной , общественно полезной работе. Создатели методики подчеркивают, что стремление к интересной и полезной работе имеет большую важность, чем другие факторы мотивации. Здесь имеются широкие возможности для мотивации. Если у человека высока потребность в полезной и интересной работе, то задача руководителя состоит в организации деятельности таким образом, чтобы работники могли воспринимать ее как интересную и полезную, иначе прочие мотивационные факторы действуют не в полную силу.

Нужно выяснить, что вкладывает конкретный работник в понятия «интересная» и «полезная» работа. Чтобы усилить восприятие полезности работы, целесообразно разъяснять исполнителям более широкий контекст, в рамках которого их конкретная работа занимает определенное положение и имеет определенный смысл.

Упражнение вызов для этапа выявления потребностей.

Время

25-30 минут

Размер группы

6-14 человек

Ресурсы и подготовка

Не требуется

Инструкция

Для следующего упражнения нам нужно разделиться на две группы.

Разделились.

Прошу одну команду выйти за дверь, через минуту я выйду к вам и дам подробную инструкцию.

Обращаемся к тем, кто остался.

Наша игра называется «Людоеды». И вы в этой игре людоеды. Только что потерпел аварию самолет, и вы взяли нескольких спасшихся пассажиров

Вы свирепое племя людоедов, проживающее на тропическом острове. Некоторые из вас (вожди племени) в свое время учились в Москве, в университете Патриса Лумумбы, поэтому:

  • Вы понимаете по-русски
  • Вы готовы оставить в живых лишь тех из чужеземцев, кто окажется полезен для Вашего племени.

Определитесь с чем-то одним, с тем, чем вам могут быть полезны чужеземцы.

Каждый из чужеземцев выступит перед Вами с доказательством собственной нужности для племени. У каждого есть 3 минуты на выступление (вы сами регулируете время)

Ваша задача: В конце всех презентаций Вы объявите чужеземцу, оставите вы его в живых или съедаете.

Инструкция для тех, кто спасся.

Вы – один из немногих пассажиров, спасшихся после крушения океанского лайнера. Вам и Вашим товарищам удалось вплавь добраться до ближайшего тропического острова. Как выяснилось, на острове проживает свирепое племя людоедов. К счастью, некоторые вожди племени в свое время учились в Москве, в университете Патриса Лумумбы, поэтому:

  • они понимают по-русски
  • они готовы оставить в живых тех из вас, кто окажется, полезен для племени.

Каждому из вас предстоит выступить перед вождями и доказать собственную нужность для племени. У каждого есть 5 минут на подготовку выступления и 3 минуты на само выступление.

Дебрифинг

  • Вопрос к тем, кого съели – как вы думаете, почему так получилось?
  • Стоило ли сразу предлагать что-то племени, не выяснив того, что им может быть нужным?
  • Как можно было узнать, чем вы будете полезны племени?
  • Какие навыки нужно было проявить в этом упражнении?

Потребности

1. Упражнение «Людоеды”

Цель: упражнение - вызов для этапа выявления потребностей.
Время: 25-30 минут
Размер группы: 6-14 человек
Описание: Для следующего упражнения нам нужно разделиться на две группы.

  • Разделились.
Прошу одну команду выйти за дверь, через минуту я выйду к вам и дам подробную инструкцию.
  • Обращаемся к тем, кто остался.
Наша игра называется «Людоеды». И вы в этой игре людоеды. Только что потерпел аварию самолет, и вы взяли нескольких спасшихся пассажиров.
Вы свирепое племя людоедов, проживающее на тропическом острове. Некоторые из вас (вожди племени) в свое время учились в Москве, в университете Патриса Лумумбы, поэтому:
  • Вы понимаете по-русски
  • Вы готовы оставить в живых лишь тех из чужеземцев, кто окажется полезен для Вашего племени.
Определитесь с чем-то одним, с тем, чем вам могут быть полезны чужеземцы.
Каждый из чужеземцев выступит перед Вами с доказательством собственной нужности для племени. У каждого есть 3 минуты на выступление (вы сами регулируете время).
Ваша задача: В конце всех презентаций Вы объявите чужеземцу, оставите вы его в живых или съедаете.
  • Инструкция для тех, кто спасся.
Вы - один из немногих пассажиров, спасшихся после крушения океанского лайнера. Вам и Вашим товарищам удалось вплавь добраться до ближайшего тропического острова. Как выяснилось, на острове проживает свирепое племя людоедов. К счастью, некоторые вожди племени в свое время учились в Москве, в университете Патриса Лумумбы, поэтому:
  • они понимают по-русски
  • они готовы оставить в живых тех из вас, кто окажется, полезен для племени.
Каждому из вас предстоит выступить перед вождями и доказать собственную нужность для племени. У каждого есть 5 минут на подготовку выступления и 3 минуты на само выступление.
Обсуждение:
  • Вопрос к тем, кого съели - как вы думаете, почему так получилось?
  • Стоило ли сразу предлагать что-то племени, не выяснив того, что им может быть нужным?
  • Как можно было узнать, чем вы будете полезны племени?
  • Какие навыки нужно было проявить в этом упражнении?


2. Упражнение «Три капитана”

Цель: осознать важность в продажах такого качества, как настойчивость.
Время: 15-20 минут
Размер группы: 12-18 человек
Описание: Для следующего упражнения мне нужны три добровольца.
Представьте себе, что вы живете на необитаемом острове. Известно, что через некоторое время этот остров уходит под воду и перестает существовать. И так случилось, что мимо этого острова проплывают три корабля, которые временно причалили, но через некоторое время обязательно уплывут. Ваша задача в течение 10 минут, получить от капитанов согласие взять вас на корабль. Согласие получается в виде подписи капитана корабля. Для этого вам нужен будет какой-либо листочек для сбора подписей. При этом важный момент связан с тем, что, чем больше количество подписей, тем оно лучше для вас. Подумайте, как вы будете получать эти подписи, а мы с капитанами - добровольцами пока выйдем.
  • Выходим с добровольцами за дверь, для того, чтобы остальная группа не слышала инструкции.
Капитаны, ваша задача давать подпись на каждое пятое обращение. Но не говорите никому, почему вы ставите подпись.
  • Возвращаемся.
Обсуждение:
  • Давайте так, я буду называть количество подписей, и будут поднимать руку те, у кого их столько, сколько я назвал.
  • У кого их 0?
  • У кого их 1?.. 2?.. 3?
  • Как вы себя чувствуете? Что вы думаете о капитанах?
  • Я вам сейчас скажу принцип, по которому капитаны ставили подписи, а вы мне скажете, почему это справедливо. Капитаны ставили подпись на каждое пятое обращение.
  • В каком смысле это упражнение справедливо к работе в продажах?

3. Кто я?

Цель: отработать навык задавания вопросов.
Размер группы: 10-14 человек
Время: 10-15 минут
Описание:
1. Разделите группу на две части и разведите их в стороны так, чтобы они не слышали друг друга.
2. Раздайте участникам роли.
3. Участники из одной команды будут, например: парни и мужчины - Дон-Кихотами, девушки - Надеждами Крупскими.
4. Участники другой команды будут: парни будут - Львами Лещенко, девушки - Золушками.
5. После этого нужно разделить участников на пары. Разделить нужно так, чтобы участники в паре были из разных команд.
6. Задание: участникам в парах нужно будет задавать вопросы друг другу с целью узнать роли каждого. Нельзя задавать один вопрос и его разновидности: “А ты кто”? Также нельзя не отвечать и нельзя лгать на заданный вопрос. Разумным будет, если участники будут задавать вопросы по очереди.
На упражнение 5-7 минут.
Обсуждение:
Как вы себя чувствуете?
У кого получилось узнать имя партнера? У кого нет?
Что помогало?
Что мешало?
О чем это упражнение? Какие выводы мы из него можем сделать?
Что вы возьмете из упражнения в жизнь/работу?

4. Упражнение «Подарок»
Цель: отработать навыки прояснения запроса клиента, потренировать вопросные технологии (открытые, закрытые и альтернативные вопросы), навыки активного слушания.
Время: 45 – 50 минут
Материалы: не требуются
Описание: «Все мы любим получать подарки. Особенно приятно, когда получаешь в подарок то, что тебя радует, о чем давно мечтал. Чтобы сделать такой подарок нашим близким нужно как-то узнать, что собственно мы хотели бы получить. Сейчас я предлагаю Вам потренироваться в выяснении предпочтений и пожеланий».
Тренер приглашает 2-х участников в центр круга. 1-й участник – «Одариваемый»; 2-й – «Дарящий».
Задание «Дарящему» : Ты хочешь подарить подарок этому человеку (1-му участнику). Тебе нужно выяснить (максимально подробно), какой подарок он хотел бы получить от тебя на … Новый год (8 Марта, День рождения и т.д.).
Обсуждение:
- Удалось ли выяснить, что хочет получить в подарок 1-й участник?
- Что способствовало выяснению потребности «Одариваемого»?
- Какие вопросы были заданы?
- Как можно было выяснить нужную информацию быстрее?
- С какими трудностями столкнулись при выяснении потребности «Одариваемого»? Как преодолели?
- Какова общая технология выяснения необходимой информации у собеседника?
После разбора «переговоров» первой пары, можно продолжить тренироваться в выяснении потребностей, разбив участников по парам, или в форме «аквариума» - каждая пара делает упражнение «на круг».

5. «Выборы»

Цель: поупражняться в умении считывать потребности.

Время: 25 – 30 минут

Материал: не требуется

Описание:

Перед вами несколько персонажей: весельчак, «франт», неуверенный в себе, грубиян, интеллигент, бизнес-леди, молодая мама. Представьте себе, что каждый из этих персонажей в течение минуты проходит мимо вас, направляясь к остановке. Вы стоите и сдельно работаете: собираете подписи в пользу «вашего» кандидата, получая за каждую подпись соответствующую плату. Произнесите только одну фразу (максимум – две), но такую, чтобы человек остановился и подписал ваш лист. Что вы ему скажете? Группа оценивает вашу находчивость и решает, удалось ли вам получить подпись или нет.
Обсуждение:
- Оцените ваш результат?
- Как вы думаете, за счет чего вам удалось выполнить задание?
- Как вы выбирали фразу для различных персонажей?
- Что необходимо улучшить для достижения результата?
- Что помогало в выполнении упражнения?

6. «Вожди и жемчужины».
Цель – выявить/закрепить навыки установления контакта, выявления потребностей клиента, ведения переговоров.
Время проведения : 30-40 минут.
Материалы: много различных предметов
Количество участников : 6-12 человек.
Описание : выбираем двух «вождей племени» (желательно из сильных участников), создаем две команды «купцов».
Преамбула: приезжают купцы на остров в Тихом океане. Им нужно выменять у вождя племени всякий свой товар на жемчужины. Какая команда выменяет больше, - та и выиграла.
Задание для вождей: к каждому из вас подъедет группа купцов с предложением обмена. Меняйтесь, только если с вами почтительны, установили контакт, задают вопросы, с уважением выслушивают ваши пожелания. Если вам не нравится подход, – примите любую закрытую позу. Ваша цель – выменять у купцов все сверкающие предметы для украшения своего дворца (но если с вами не любезны, предлагают что попало, не меняйтесь).
Задание для купцов: ваша задача – выменять жемчужины. В качестве вашего товара можете использовать реквизит (реквизит заранее готовит тренер).
Реквизит: всевозможные небольшие яркие предметы – ложки, платочки, косметика, мягкие игрушки и др.
Анализ упражнения. Подводим итоги, какая команда выменяла больше жемчужин. Вожди делятся своими впечатлениями по переговорам. После первого раунда иногда даем второй раунд (если участники желают и есть время) для закрепления совсем другого поведения в продаже – с вниманием к клиенту и пр. (задание вождям уже другое, например, - берите только стеклянные емкости).
Обсуждение:
- Поделитесь своими впечатлениями от переговоров.
- За счет чего вы добились результата?
- Что хотелось бы изменить в процессе переговоров?
- Что способствовало выявлению потребности?

деловой игра экономика

Разработка деловой игры «Мой бизнес»

На современном этапе обучения деловые игры получили широкое распространение в школьной практике, так как они являются педагогическим средством и активной формой обучения, интенсифицирующие учебную деятельность. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации.

При проведении деловых игр происходит приближение обучения к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать наличие высокого интереса у обучающихся к содержанию учебного предмета, активизирует их самостоятельную деятельность, помогает формировать и закреплять практические навыки.

В последнее время деловые игры используются практически на всех занятиях по разным предметам, таким как экономика, география, история, обществознание и др.

Деловая игра - это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий.

При прохождении первой педагогической практики в МУК Фрунзенского района было проведено 5 уроков и, как средство обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, деловая игра «Мой бизнес» (см. Приложение 4) , которая включала все то, что было освоено ребятами на занятиях.

Таблица 2. Поурочное планирование

Название темы

Кол- во часов

Сущность темы

Требования к уровню подготовки

Фирма и ее деятельность

Приложение 1)

Что такое фирма, функции фирмы и ее деятельность.

Знать/понимать сущность деятельности фирмы

Уметь приводить примеры успешных компаний на Российском рынке.

Товар и товарная политика

(см. Приложение 2)

Что такое товар, жизненный цикл товара, компоненты товарной политики, товаропродвижение.

Знать/ понимать сущность товара и товарной политики

Уметь определять роль товаропродвижения для деятельности компании

Упаковка и товарный знак. Важно ли это?

(см. Приложение 3)

Что такое товар, жизненный цикл товара. Товарный знак, упаковка и их роль в жизни товара. Товарная политика.

Знать/понимать основные сущность товара и его важнейшие свойства.

Уметь определять функции упаковки и товарного знака.

Товаропродвижение. Реализация товаров

Основные каналы сбыта продукции. Товаропродвижение.

Знать/понимать основные компоненты рыночной атрибутики товара.

Уметь описывать функции упаковки и товарной марки.

Уметь приводить конкретные примеры видов рекламы.

Деловая игра «Мой бизнес»

Применение знаний по теме «Комплекс маркетинга» при решении творческих заданий

Знать/понимать компоненты комплекса маркетинга

Уметь решать творческие задания

Данные табл.2. свидетельствует о том, что занятия проводились по 5 темам, связанные с изучением курса основ экономики и предпринимательства.

Сущность деловой игры «Мой бизнес» заключается в том, что в городе Ярославле работают три крупные компании. Первая занимается продажей канцелярских товаров классического типа, вторая фирма занимается производством шоколадной продукции, а третья фирма занимается продажей оригинальных подарков. При этом в Ярославле происходит кризисная ситуация и фирмы начинают терять своих клиентов из-за того, что товары, продаваемые первой компанией ориентированы только на одну группу потребителей, товары второй компании имеют очень некрасивую и не привлекательную упаковку, не имеют торговой марки и фирменного слогана, а товары третьей компании просто не разрекламированы. Чтобы не потерять последних покупателей и функционировать на рынке первой фирме придется дифференцировать свой товар, чтобы он был привлекателен для разных групп потребителей, второй фирме модифицировать упаковку, выработать товарный знак и придумать яркий слоган, а третьей фирме необходимо разработать рекламную кампанию.

При разработке деловой игры необходимо было учитывать методические рекомендации, а именно разрабатывать игру «Мой бизнес», учитывая следующие этапы:

1) Выбор темы, постановка цели и задач игры:

Постановка целей и задач - это один из важнейших этапов разработки деловой игры, который определяет специфику игры и эффективность ее применения.

При разработке деловой игры важно правильно поставить цель и задачи.

Деловая игра имеет следующую цель :

Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки обучающихся при изучении курса основ экономики и предпринимательства.

При этом участники должны решить следующие задачи :

1) Образовательные:

Уметь применять теоретические знания на практике;

Делать вывод;

Вести диалог;

Определять свою личную точку зрения;

Формирование коммуникативных навыков.

2) Воспитательные:

Воспитание интереса к экономике;

Формирование основы экономических знаний;

3) Развивающие:

Способствовать развитию познавательных способностей;

Развивать умения принимать решения при возникновении экономической ситуации;

Развитие умения работать в группе.

2) Разработка сценария деловой игры:

При разработке и проведении деловой игры, большое место отводиться роли педагога. В данном случае педагог, как основной руководитель игры, должен активизировать, мотивировать, направлять и контролировать их работу. То есть, выполнять роль ведущего игры. При этом присутствует и другой педагог - жюри, задача которого объективно оценивать результат деятельности ребят по определенным критериям. Нужно учитывать то, чтобы игра прошла как можно эффективнее, жюри должно быть как минимум три человека, так как это самое оптимальное число человек для объективного оценивания деятельности участников деловой игры.

Сначала педагог озвучивает ребятам следующее задание: в городе Ярославль работают три фирмы:

Первая фирма занимается продажей канцелярских товаров классического типа;

Вторая фирма занимается производством шоколадной продукции;

Третья фирма занимается продажей оригинальных подарков.

При этом в городе происходит кризисная ситуация и фирмы начинают терять своих клиентов. Чтобы не потерять последних покупателей и функционировать на рынке первой фирме придется дифференцировать свой товар, второй фирме разработать привлекательную упаковку, товарный знак и фирменный слоган, третьей фирме разрабатывает рекламную кампанию.

Следующим этапом является выполнение ребятами задания. Они рассаживаются на свои места и приступают к исполнению своих ролевых функций. При этом для принятия рационального решения, они могут использовать различные методы, такие как мозговой штурм и др. Методы обговариваются педагогом на подготовительном этапе подготовки игры.

После выполнения задания участники приступают к оглашению результатов своей деятельности. Для этого каждой команде отводится 10 минут на выступление и 5 минут на вопросы. После выступления команд жюри подводит итог прошедшей игры.

Сценарий должен обговариваться на предварительном этапе проведения игры, чтобы учащиеся не только понимали суть игры, но и знали, что от них требуется.

3) Формирование структуры деловой игры:

Деловая игра включает в себя несколько этапов. Чтобы она имела хороший результат, игра должна включать в себя предварительный этап, на котором в деловой игре «Мой бизнес» педагог делит ребят на три команды, рассказывает о том, что на следующем занятии будет проводиться деловая игра, поясняет, с чем она связана и дает задание придумать название своим командам - фирмам. Так же педагог распределяет командные роли, а именно роли директора, секретаря и отела маркетинга.

За предварительным этапом следуют первая игровая фаза и фаза деловой игры. Их структура выглядит следующим образом:

Рис.3. Структура протекания игровой фазы

Как видно на рис.3. структура протекания игровой фазы имеет 4 этапа, за которыми следует заключительная фаза - фаза рефлексии.

Во время организационного момента педагог (ведущий) приветствует команды, которые должны озвучить названия своих команд. После чего ведущий сообщает участникам игры их командное задание.

Так же он приветствует жюри и говорит о критериях оценки результатов деятельности участников деловой игры, по которым компетентное жюри выставляет соответствующие баллы в градации от 1 до 10, при это 1 - самый низкий балл и соответственно 10 - самый высокий.

После чего команды приступают к выполнению задания, то есть идет работа в группах, на которую отводится 30 минут. При этом они могут использовать различные методы выработки и принятия командного решения, о которых говорилось командам на предварительном этапе.

После оглашения результатов жюри совещается и расставляет баллы. Затем идет награждение команд и подводится итог игры. По результатам любой игровой деятельности, участников команды необходимо поощрять памятными призами, чтобы улучшить эмоциональный эффект после проведения мероприятия.

После подведения итогов наступает фаза рефлексии - каждый участник высказывает свое мнение о проведенной игре, проводится небольшой анализ деятельности игроков и педагога в целом. Фаза рефлексии обязательна не только для деловых игр, но и для любых уроков, так как педагог может понять настрой учащихся и их личное мнение о проведенном занятии, что окажется полезным опытом при разработке других игр и уроков.

4) Формирование структуры игрового комплекса

При формировании структуры игрового комплекса, большое внимание уделяется разработке игровых ролей. Игровая роль не только направляет участников и диктует их обязательства, но еще и мотивирует ребят, так как им дается определенный статус, а вместе с тем и ложиться ответственность при выполнении задания, поэтому каждый старается не подвести команду.

В деловой игре «Мой бизнес» участвуют три команды, в каждой из которых 4 человека - один директор, один секретарь и два менеджера отдела маркетинга и рекламы. Их должностные инструкции выглядят следующим образом:

Таблица 3. Должностные инструкции участников деловой игры

Наименование игровой роли

Характеристика

Проводит игру, активизирует и систематизирует деятельность участников, подводит итог игры.

Директор фирмы

Контролирует деятельность отдела маркетинга и рекламы, подводит итог работы в группе, озвучивает результат.

Менеджер маркетингового отдела

Посредством различных методов выполняют командное задание. Менеджер - генератор идей в коллективе.

Секретарь

Ведет протоколы заседаний, фиксирует результаты деятельности отдела маркетинга и решение директора.

Оценивают деятельность команд посредством различных критериев разработанной системы оценивания

Данные табл.3. свидетельствуют о том, что во время игры менеджеры отдела маркетинга и рекламы разрабатывают политику компании, выполняя командное задание, директор активно участвует в процессе принятия решения, контролируя деятельность других участников, и подытоживает этот процесс, а секретарь фиксирует в протоколе все сказанное отделом маркетинга и рекламы и выводы директора.

На подготовительном и игровых этапах участники могут использовать различные средства и методы для принятия командного решения (мозговой штурм, голосование и т.д.). При этом представлять итоги своей работы команды могут различными способами - словесно, с предоставлением наглядных средств. Об этом педагог говорит ребятам на подготовительном этапе. Использование разнообразных средств сделает игру интересной не только для жюри, но и для самих участников.

5) Разработка системы оценивания

Разработка системы оценивания является важным компонентом игровой деятельности обучающихся. Любая система оценивания должна содержать ряд критериев, по которым оценивается деятельность участников, так как по одному критерию не удастся объективно оценить команды. Посредством различных критериев жюри выставляет определенные баллы, которые затем оглашаются участникам игры (см. Приложение 5).

Таблица 4. Критерии оценки участников деловой игры «Мой бизнес»

Критерии оценки

Соответствие тематике

Интересная идея

Активность

Логичность

Грамотная защита

Данная табл.4. свидетельствуют о том, что в деловой игре «Мой бизнес» жюри будет выставлять оценки по 5 основным критериям.

При этом оценки выставляются по 10-ти бальной шкале, 1 - самая низкая оценка по критерию, 10 - самая высокая. Баллы выставляются на рассмотрение жюри.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при разработке деловой игры нужно разработать не только сценарий, но и расписать цель и поставить задачи, разработать ролевые цели каждого из участников, разработать игровой комплекс, состоящий из средств, которые могут использовать команды при выработке решения, поставить несколько критериев оценки и провести рефлексию. Все это поможет сделать игру наиболее эффективной как для педагога, так и для самих учеников.

«Расскажи - и я забуду. Покажи - и я запомню. Вовлеки - и я пойму!»

Деловая игра это эффективный инструмент повышения мотивации к решению творческих и исследовательских задач

Основные компоненты работы - внедрение и разработка деловой игры на уроках основ потребительских знаний и предпринимательской деятельности при знакомстве с новым материалом, проверке знаний, умений и навыков. Актуальность опыта в том, что деловые игры повышают заинтересованность учащихся в изучении теоретического материала, побуждает к активной учебно-поисковой деятельности, приближенной к реальной действительности. Использование деловой игры более эффективно обеспечивает запоминание материала, повышает познавательную активность, поскольку новое дается через непосредственный опыт. Деловая игра является эффективным инструментом повышения мотивации к решению творческих и исследовательских задач урока. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они будут решать в ежедневной профессиональной деятельности.

Эти задачи самые разные:

выполнение индивидуального бизнес- плана, принятие управленческого решения (деловая игра «Совет директоров»);

покупка и продажа товара (деловая игра «Рынок»);

отстаивание прав потребителя (деловая игра « Претензия»).

Деловая игра дает возможность оценить:

уровень овладения навыками (коллегиального решения);

особенности мыслительных процессов (стратегическое, тактическое, аналитическое, умение прогнозировать ситуацию, принимать решения в деловой игре « Совет директоров»);

уровень коммуникативных навыков (поиск продавца или покупателя при реализации товара в деловой игре « Рынок»);

личностные качества (формирование партнерских отношений)
Можно выделить следующие преимущества деловой игры перед

традиционными методами обучения:

Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данный метод снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежность к разным дисциплинам. Основное условие успеха в обучении - постоянное использование активных форм работы с учащимися при изучении материала. «Расскажи - и я забуду. Покажи - и я запомню. Вовлеки - и я пойму!» - вот тот принцип, на который можно опираться, когда мы готовимся к занятиям. В большинстве деловых игр ученики играют роль реальных персонажей: членов Совета директоров, покупателей, продавцов, работники « Пиццерии», законодателей и. т. д. Перед участниками ставятся конкретные цели, к которым они должны стремиться, например, продать малину (игра « Рынок») или выработать стратегию действий накануне финансового краха (игра « Совет директоров»).

Еще одно существенное ограничение при использовании деловой игры-отступления учителя на второй план - из находящегося в центре всеобщего внимания «гуру» он превращается в скромного помощника, проводника. Данная роль оказывается приятной, не снижает авторитета учителя, а наоборот, укрепляет. Я стараюсь контролировать ситуацию и напоминаю о правилах корректного поведения, использую звуковые сигналы (звонок), применяю штрафы (отзыв лицензии на продажу товара). Для ученика означает прекращение игры.
В своей работе я использую три основных направления деловых игр:
Деловая игра-анализ ситуации (игра «Торговля или обмен»- основы потребительских знаний - анализ механизма торгового обмана, «Авиазавод»- смоделирован процесс производства, позволяющий отследить производительность и эффективность);
Деловая игра-процесс согласования интересов и поиска компромиссов (экономика игра «Рынок» - торг и заключение сделки между продавцом и покупателем);
Деловая игра-выработка последовательных решений в определенной хозяйственной ситуации (ликвидация банкротства фирмы в игре «Совет директоров» в 10 классе, составление бизнес-плана в 11 классе - основы предпринимательской деятельности).
Вот уже несколько лет я использую следующие организационные формы игровой деятельности:
Одиночная форма и групповая успешно применяю в игре «Совет директоров» - решение о ликвидации банкротства фирмы принимается индивидуально, а затем коллегиально.
Игра « Авиазавод» основана на коллективной форме – соревнование между командами на создание самолетов при экономии затрат.
Массовая форма используется в игре « Рынок». Цель, которую преследуют все участники - минимизация убытков.
Существует различные методики организации деловой игры. Я использую следующие элементы урока, основанного на методе моделирования, на примере деловой игры «Рынок», на занятиях курса «Основы потребительских знаний».

Игра состоит из следующих этапов:

1. Ориентация (приложение). Введение или повторение понятий (спрос, предложение, равновесие, рынок);

Объяснение целей (15 минут совершать сделки купли-продажи малины с учетом бюджетного ограничения, то есть денег. Стремиться получать прибыль или минимизировать убыток);

2. Подготовка: Роли (покупатели, продавцы); Правила (продавцы должны получить более высокую цену за свой товар, а покупатели яблок должны пытаться купить по возможно более низкой цене). Чтение инструкции. Цена сделки только целым числом!

Порядок проведения игры (после первых 10 минут перерыв). Обращаю внимание детей по каким ценам совершались сделки с другими участниками;
3.Проведение игры (добровольный встреча покупателей и продавцов, совершение сделок);
Обеспечение обратной связи во время работы (при регистрации сделки проверяю правильность заполнения бланка);
Исправление ошибок (заключение сделки с одним и тем партнером). До игры оговариваем,что заключение сделки с разными партнерами выгодно;
Продолжение упражнения

4.Разбор
Перечисление событий (сдача карточек, подсчитывание прибыли и убытка);
Обсуждение трудностей (поиск партнера для заключения сделки);
Анализ процесса (покупатели имели преимущество при выборе партнера и заключении сделки. Чем больше сделок совершено, тем больше шансов выиграть);
Сравнение упражнения с реальной жизнью (убыток продавца существеннее, чем убыток покупателя. Если продавец не сможет продать малину, то не возместит издержки. Убыток покупателя означает потерю сделки, но при этом он сохранил деньги).

Методика проведения деловой игры в 11 классе по дисциплине «Экономика», «Основы предпринимательской деятельности направлена на достижение образовательных результатов, закрепление знаний. Существенным дополнением является развитие навыков презентации проектов. Такой подход позволяет процесс сделать более эффективным.
Опыт реализации методики проведения деловой игры по дисциплине «Экономика», «Основы предпринимательской деятельности». В данной работе я приведу в качестве примера игру по теме «Фирма».

    Разработка образовательных результатов. Владеть понятиями: фирма, предприниматель. Знать: виды фирм. Уметь: находить пути решения проблем при создании фирмы.

    Лекция с элементами беседы: какие виды фирм, их преимущества и недостатки.

    Цели игры:
    - Систематизация знаний об организации и создании фирмы;
    - Формирование умений работать в команде.
    Задачи игры:

Создать виртуальную фирму;

Определить возможные проблемы в выбранном виде деятельности;
- Заполнить бланки. Предоставить учащимся плакаты, маркеры, учебные пособия. Разделение на группы.

4. Проведение игры.

Определить, в какой отрасли создают фирму;

Продумать какие проблемы возникнут при создании и при деятельности фирмы и пути их разрешения.

5. Презентация участниками деловой игры проделанной работы. Участники других фирм задают вопросы.

Использование данного опыта предоставляет широкие возможности для развития познавательной активности. В результате системной работы по внедрению и разработке деловой игры, основанной на методе моделирования, на уроках экономического цикла мне удалось добиться следующих результатов: позитивная динамика достижений учебной деятельности учащихся на олимпиаде по «Основам потребительских знаний» в течение трех лет учащиеся занимают призовые места. По результатам опроса психологической службы школы - курс «Основы потребительских знаний» оказался самым лучшим в школе.

Приложение

"Стань грамотным потребителем!"

Мы живем в мире товаров и услуг и каждый день совершаем покупки. Для того чтобы не оказаться в проигрыше, надо не только уметь планировать расходы, но и знать, как заработать деньги. В ходе игры каждый участник составляет свой уникальный сценарий, в соответствии с которым зарабатывает и тратит заработанное. Например, Вы - путешественник и собираетесь в поездку по Европе. Заходите в банк. Как раз пора получить доход по акциям и облигациям. Выбираете туристическую фирму, приобретаете дисконтную карту и спешите в магазин за необходимыми вещами. Меняете в обменном пункте рубли на евро и в путь! Все идет по плану у настоящего Суперпотребителя! Играя в эту игру с друзьями и близкими, Вы не только приятно проведете время, но и избежите многих ошибок в жизни. В игре отражены основные потребительские ситуации, чаще других встречающиеся в жизни. Игра предельно проста! Так, вместо бумажных денег в ней впервые применено устройство, учитывающее наличие и движение их у каждого игрока.

Цель игры - купить больше товаров и услуг, израсходовав меньше денег.

"Играя - познавай!"

Основу демократического общества составляет частная собственность граждан, в том числе на акции различных компаний. Компания полностью принадлежит владельцу ста процентов ее акций, а пятьдесят один процент акций дает право решающего голоса на управление ею.

Акции продаются на фондовой бирже партиями, называемыми пакетами. В игре номинальные цены одного пакета акций каждой компании равны 30, 40, 50, 60, 70, 80 евро. На бирже цена акций или, точнее сказать, курс колеблется и может быть как выше номинальной цены, так и ниже, и зависит от спроса и предложения на них.

Предлагаемые биржевые игры учат умело торговаться и зарабатывать деньги, а также быстро производить расчеты в наличной иностранной валюте.

Цель биржевых игр - заработать наибольший капитал. Вы хотите успешно вести бизнес? Вкладывать минимум, а получать максимум? Научиться этому Вам помогут биржевые игры "Маклер" и "Быки и медведи".

"Маклер"

Фондовая биржа. На торги выставлены акции ведущих компаний мира. Вам необходимо купить как можно больше контрольных пакетов акций этих компаний, потратив меньше денег.

"Быки и медведи"

В этой игре Вы выступаете в роли биржевого брокера. Вам придется решать, по какому курсу продавать акции финансовых и торговых компаний, чтобы, несмотря на происки конкурентов, первым заработать 1000 евро.

Практикум:

    «Составление меню», «Определение пищевых добавок в продуктах», «Международные стандарты размеров одежды», «Оплата коммунальных услуг», «Как правильно составлять исковое заявление?», «Как обжаловать решение суда?»

    Анализ конкретных практических ситуаций.

    Экскурсии в супермаркет, на предприятия.