Подвижные игры на прогулке 2 младшая. Прогулка во второй младшей группе

«Листопад»

Цель: закрепить знания детей о цвете, величине осенних листьев; учить детей передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие —листопад.

Материал: осенние листья.

Ход игры

Воспитатель говорит: «Ребята! Вы все будете листочками, выберите себе листочек, который понравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький». Каждый ребенок показывает и называет, какой лист он выбрал по цвету и величине.

Воспитатель рассказывает: «Листья легкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками.)

Листопад! Листопад!

Листья желтые летят!

Кружатся красивые желтые листочки. (Дети выполняют действия с желтыми листочками.)

Кружатся красивые красные листочки. (Дети выполняют действия с красными листочками.)

Покружились и уселись все на землю. (Дети приседают.) Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся.)

Прилетел легкий ветерок, подул». (Дует взрослый, за ним дети.)

Воспитатель продолжает: «Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке.) Закружились, закружились, закружились!

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят.

Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то красные листья».

Педагог читает стихотворение В. Мирович «Листопад».

По желанию детей игра повторяется 2—3 раза.

«Вейся, венок!»

Цель : учить детей водить хоровод.

Материал : веночки с цветами и лентами.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям поиграть и раздает всем веночки. Каждый ребенок, выбирая ободок-веночек, называет цветок, его окраску, а воспитатель и остальные ребята помогают тем, кто затрудняется в названиях.

Воспитатель рассказывает, что на полянке выросли красивые цветы (показывает на детей).

Все вместе дружно отбирают цветы по названиям: «Это ромашка, вот еще ромашка и это тоже ромашка. А это василек и это василек. Идите, васильки, сюда!»

Воспитатель говорит: «Подул ветерок, цветы начали шалить, разбежались по поляне. (Дети убегают.) Пришла девочка Дашенька и сказала: „Вейся, венок! Завивайся, венок!" (Взрослый помогает детям образовать круг.) Какой красивый разноцветный венок у нас получился! Вейся, венок! Завивайся!»

Вместе с воспитателем малыши водят хоровод и поют хором любую веселую песенку.

Игра повторяется 2-3 раза.

«По узенькой дорожке»

Цель : учить детей перешагивать из круга в круг (нарисованный палочкой на песке, мелом на асфальте).

Ход игры

Воспитатель чертит на земле круги (кругов должно быть больше, чем играющих детей), затем поясняет, что через ручеек можно перейти «по камешкам» — кружкам, иначе промочишь ножки.

Воспитатель произносит слова и показывает действия:

По узенькой дорожке

Шагают наши ножки!

Все дети шагают за воспитателем, приближаются к «камешкам». Взрослый показывает, как нужно перешагивать из круга в круг. Дети подражают его действиям.

По камешкам.

По камешкам,

По камешкам!

Вдруг педагог неожиданно произносит: «И в ямку —бух!», выпрыгивает из кружка, приседает, а за ним и все дети.

Игра повторяется.

«Беги к тому, что назову»

Цель : напомнить детям названия предметов; научить бегать «стайкой»; упражнять в ориентровке на местности.

Правила: уметь слушать взрослого.

Ход игры

Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Педагог объясняет: «Куда я скажу, туда вы побежите и будете ждать меня». Затем произносит: «Раз, два, три. К песочнице —беги!»

Дети стайкой бегут к песочнице. Воспитатель идет за ними, не спешит, дает им время передохнуть. Хвалит, что все бежали правильно, и произносит:

Раз, два, три,

К веранде —беги!

Затем игра повторяется: дети бегут к качелям, к столику, к горке и т.д.

«Лохматый пес»

Цель: учить детей слушать взрослого, передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.

Материал: крупная игрушечная собачка.

Ход игры

Воспитатель сажает у веранды яркую игрушечную собачку и объясняет детям: «Собачка спит, попробуем ее разбудить».

Воспитатель читает стихотворение, жестом приглашая детей выполнять соответствующие действия:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнул он нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

Дети подкрадываются к собачке, тихо-тихо зовут: «Собачка, собачка, поиграй с нами!» Собачка «лает». Дети по команде взрослого бегут на веранду, за веранду, прячутся в «домик» (нарисованный круг).

Игра повторяется 2—3 раза.

«Ай-да»

(парная пляска)

Цель:

Ход игры

Взрослый берет желающего ребенка за руки и медленно поет, предоставляя ребенку возможность повторить движения:

Ай-да! (На каждый слог песенки взрослый и ребенок медленно переваливаются с одной ноги на другую. Повторить 4 раза.)

Наши ножки топотали,

Детки весело плясали! (Топочут в быстром темпе, улыбаются.

Повторить 2 раза.)

Ай-да! (Хлопают в ладоши, смеются.)

«Наши ручки»

Цель: учить действовать в соответствии со словами стихотворения.

Ход игры

Взрослый напевает песенку. Желающие дети подражают его действиям:

Где же, где же

Наши ручки?

Нет наших ручек. (Руки за спиной, чуть покачивают корпусом из стороны в сторону. Повторить 2 раза.)

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки!

Пляшут, пляшут

Наши ручки,

Пляшут наши ручки! (Руки над головой или перед собой, круговые движения кистями.)

Где же, где же

Наши ножки?

Нет наших ножек! (Приседают и обхватывают руками колени,

Повторить 2 раза.)

Вот, вот наши ножки,

Вот наши ножки!

Пляшут, пляшут

Наши ножки

Пляшут наши ножки! (Встают и весело топают ногами.)

Где же, где же

Наши глазки?

Нет наших глазок! (Прикрывают глаза лодошками.

Повторить 2 раза.)

Вот, вот наши глазки,

Вот наши глазки!

Смотрят, смотрят

Наши глазки.

Смотрят наши глазки! (Убирают ладошки от лица, прыгают, приседают.)

«У медведя во бору»

Цель: учить детей понимать смысл текста и действовать согласно словам.

Материал : крупная мягкая игрушка —медведь.

Ход игры

Воспитатель сажает медведя под кустом и рассказывает детям, что осенью можно пойти в лес, набрать грибов и ягод; спрашивает, кто из детей ходил с родителями за грибами: «Много грибов принесли? Находили в лесу малину? Кто любит малину? Конечно, медведь! Он приходит полакомиться сладкими ягодами, а как увидит кого, сразу рычит, отгоняет всех, хочет один ягоды собирать. Ишь какой мишка-сладкоежка! Пойдем и мы в лес!»

Воспитатель медленно читает стихотворение:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь глядит

И на нас рычит:

«Р-р-р-р!»

Слушая текст, ребята медленно приближаются к медведю (мягкой игрушке).

Как только медведь зарычит, все разбегаются в разные стороны.

Затем воспитатель спрашивает: «Кто хочет быть медведем? Ты, Миша? А рычать будешь? Тогда садись рядом. У нас будут два медведя».

По желанию детей игра повторяется 3—4 раза, дети-медведи могут меняться, по желанию бежать за детьми.

«Раздувайся, мой шар!»

Цель: учить детей выполнять разнообразные движения, образуя круг; упражнять в произношении звука «ш».

Ход игры

Воспитатель говорит: «Давайте, ребята, будем надувать воздушный шар. Надуем его так, чтобы он стал большим-большим и не лопнул».

Все встают в круг тесно друг к другу, берутся за руки, активно дуют. Затем взрослый медленно, напевно произносит слова, отступая назад:

Раздувайся, мой шар!

Раздувайся, большой...

Подражая взрослому, все останавливаются, держась за руки и образуя большой круг. Воспитатель продолжает:

Оставайся такой

И не лопайся!

Взрослый уточняет: «Смотрите, какой большой шар мы надули!» И вдруг все вместе за взрослым: «Ш-ш-ш-ш»! Не отпуская рук, все сбегаются в середину.

«Сдулся наш шар! — констатирует воспитатель. — Надуем еще раз!» — и повторяет слова игры.

На третий раз дети, держась за руки, расходятся, образуя как можно более широкий круг.

Воспитатель командует: «Хлоп!» Дети расцепляют руки и разбегаются в разные стороны: «Лопнул шар!»

«Поедем в лес»

Цель: упражнять в использовании предметов-заместителей; уточнить названия растений, развивать ориентировку в пространстве.

Материал : чурочки-грибочки, цветы из гофрированной бумаги или из капроновых лент, два шнура, 5—6 корзиночек.

Ход игры

Воспитатель вместе с детьми украшает цветами полянку, около деревьев кладет грибочки, на площадке натягивает два шнура (обозначив мостик через речку).

Воспитатель гудит, изображая паровоз: «У-у-у-у!» Дети —вагончики едут, гудят: «У-у-у!» Вот остановка. «Ш-ш-ш-ш!» —повторяют дети за педагогом.

«Куда это мы приехали?» —спрашивает воспитатель. Если малыши затрудняются ответить, помогает: «Поезд привез всех на поляну, где растут цветочки». Дети собирают цветы.

Все цветы собраны в корзинки, паровоз дает протяжный гудок. Поезд едет через мостик в «лес», где дети дружно собирают грибочки, а затем бегают от дерева к дереву, прячутся за них.

Опять протяжный гудок паровоза —все уезжают домой.

В «лесу» воспитатель может спросить, знают ли дети названия таких деревьев, как елка, береза, могут ли их показать.

«Птички и дождик»

Цель : учить детей действовать по команде взрослого, упражнять в произнесении звуков.

Материал : эмблемы птиц.

Ход игры

Педагог раздает детям эмблемы птиц, уточняет, у кого какая, и объясняет: «Все должны слушать слова по ходу игры и выполнять названные действия».

Педагог начинает: «Птички летают (дети бегут по площадке), клюют зернышки (дети присаживаются, „клюют"), опять улетают.

Вдруг налетел злой осенний ветер, завыл, зашумел. („Ввв!"— произносят дети.) Закапал частый дождь, застучал по крыше».

«Тук! Тук! Тук!» — повторяют дети.

«Прячьтесь, птички! А то все перышки станут мокрыми, —зовет взрослый. — Все птички попрятались: кто под кустик, кто под листик (дети присаживаются).

Дождик прошел, и опять птички полетели, веселую песенку запели, радуются» (дети имитируют голоса знакомых птиц).

Игра продолжается. Можно усложнить сюжет появлением на площадке собачки, автомобиля. Каждый раз дети-птички разлетаются в разные стороны.

«Вышли дети в садик»

(по стихотворению А. Кондратенко)

Ход игры

Воспитатель читает стихотворение:

Вышли дети в сад зеленый

Танцевать, танцевать.

Ля-ля! Ля-ля-ля! (Дети двигаются произвольно, танцуют.)

Стали гуси удивленно

Гоготать, гоготать... (Дети кричат: «Га-га-га!»)

Серый конь заржал в конюшне:

«Иго-го! Иго-го!» (Дети повторяют: «Иго-го! Иго-го!»)

Для чего кружиться нужно,

Для чего, для чего? (Все дети кружатся.)

И корова удивилась:

«Му-му-му! Му-му-му!» (Дети повторяют: «Му-му-му!»)

Что вы так развеселились?

Не пойму, не пойму!

Воспитатель делает вид, что забодает всех. Дети разбегаются в стороны.

Игра повторяется 2—3 раза.

Картотека

подвижных игр и игровых упражнений на прогулке

во второй младшей группе

Сентябрь

Ведущее место на прогулке отводится подвижным играм. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Данный материал представляет собой картотеку подвижных игр и игровых упражнений на прогулке для детей второй младшей группы на сентябрь месяц.

Форма картотеки удобна для использования и отражает все необходимые структурные компоненты двигательной деятельности детей на прогулке: подвижные игры, игровые упражнения, индивидуальная работа по развитию основных видов движения.

Картотека составлена из игр разной подвижности : игры малой, средней и большой подвижности; сюжетные и бессюжетные игры. Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфический оттенок движениям.

Первая неделя


Понедельник

1.Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Задачи: друга, приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя.

2.Хороводная игра «Мы в лесу гуляли»

Задачи: закреплять умение детей ходить по кругу, подражать повадкам известных животных.

3.Игровое упражнение «Прокати мяч»

4. Индивидуальная работа « Мышки, цыплята»

Подлезание под шнур (высота шнура 40-50 см).

Вторник

Физкультурное занятие .

На прогулке.

1.Подвижная игра «Бегите ко мне»

2. Игровое упражнение «Пронеси не урони»

В руках у каждого ребенка по одному предмету (кубик, мяч и др). По сигналу воспитателя все одновременно идут к корзинам на другую сторону площадки кладут в них свои предметы и возвращаются назад.После некоторой паузы дети бегут за своими предметами.

3. Индивидуальная работа «Попрыгаем, как зайчики»

Среда

1. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Задачи: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

2. Подвижная игра «Попади в круг»

Задачи: бросать предметы в определенном направлении двумя руками,

3.Игровое упражнение «Пойдем по мостику»

Задачи: упражнять в равновесии.

(ходьба и бег между двумя линиями, расстояние между шнурами 20 см).

4. Индивидуальная работа «Докати мяч до флажка»

Четверг

Физкультурное занятие.

На прогулке

1.Подвижная игра с бегом «Солнышко и дождик»

Задачи: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

2. Игровое упражнение «Через ручеек»

Высоко поднимая колени, переступать через разложенные на земле в хаотичном порядке шнуры (расстояние между «ручейками» - 50-60 см, ширина «ручейков» - 10-15 см).

3. Индивидуальная работа «Озорной мячик»

Ребенок бросает мяч вперед, приносит его и отдает товарищу.

Пятница

1. Подвижная игра «Береги предмет»

Задачи: учить действовать и ориентироваться по сигналу, в про странстве, развивать ловкость.

2. Бег стайкой на расстояние до 10 м.

3. Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»

Задачи: развивать у детей умение прыгать ритмично, в соответствии с текстом стихотворения, выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в подпрыгивании на 2 ногах.

4. Индивидуальная работа «Пройди в воротики»

Сентябрь Вторая неделя

Понедельник

1. Подвижная игра «Поезд»

Задачи: учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

2. Подвижная игра «Шире шагай»

Задачи: развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, упражнять в перешагивании из обруча в обруч.

3. Игровое упражнение «Поймай комара»

Задачи: развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте).

4. Индивидуальная работа

Катание мячей друг другу в положении стоя (расстояние 1,5 м).

Вторник

Физкультурное занятие

На прогулке

1. Подвижная игра «Найди свой домик»

Задачи :

2. Игровое упражнение «Жуки»

Ползание по бревну.

3.Индивидуальная работа с мячом «Докати до кегли»

Среда

1. Подвижная игра « Беги ко мне»

Задачи: учить детей действовать по сигналу, упражнять в ходьбе и беге в прямом направлении.

2. Подвижная игра «Пузырь»

Задачи: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично, упражнять в приседании и построении в круг, в беге по разным направлениям.

3.Игровое упражнение «Бери мяч»

ку.

4. Индивидуальная работа «По мостику»

Ходьба и бег между двумя шнурами (ширина 20см) чередуются. Темп выполнения упражнений средний.

Четверг

Физкультурное занятие

На прогулке

1. Подвижная игра: «Догони мяч»

Задачи: развивать зрительно-двигательную координацию, быстроту реакции, упражнять детей в беге, вызывать радость у ребенка, поощрять самостоятельность.

2.Игровое упражнение «Пружинка»

Дети стоят полукругом, воспитатель напротив. Под счет (хлопки) педагога они ритмично приседают и выпрямляются, поднимаются на носки, подпрыгивают.

3 . Индивидуальная работа « Кто бросит дальше?»

Пятница

1. Подвижная игра «Найди свой домик »

Задачи : развивать у детей ориентировку в пространстве, внимательность, быстроту реакции; умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге.

2. Подвижная игра «Через болото»

Задачи: развивать ловкость, координацию движению, упражнять в равновесии.

3.Игровое упражнение

Катание мячей друг другу (расстояние 1,5 м).

4. Индивидуальная работа «Прокати и догони»

Ребенок прокатывает мяч вперед, а затем догоняет его и поднимает над головой.

Вторая младшая группа Сентябрь

Третья неделя


Понедельник

1. Подвижная игра «Медведь и дети»

Задачи: у чить бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами взрослого, вызывать удовольствие от совместных действий, поощрять самостоятельность детей.

2. Подвижная игра «Заинька»

Задачи: приучать детей слушать пение, понимать содержание песни и выполнять движения в соответствии с ее текстом, вызывать подражание взрослому .

3.Игровое упражнение с мячом «Скати с горки»

На кубе лежит доска, дети (по 5 человек) с мячами или шариками в руках подходят к доске, скатывают их и, догнав, возвращаются на место.

4. Индивидуальная работа «Перепрыгнем канавку»

Прыжки через шнур, положенный на землю.

Вторник

Физкультурное занятие

На прогулке

1. Подвижная игра «Воробышки»

Задачи:

2. Игровое упражнение «Передай мяч»

Дети стоят в кругу, воспитатель берет мяч (диаметр 12-15 см) и предлагает передавать его двумя руками в правую (левую) сторону рядом стоящему ребен ку.

3. Индивидуальная работа

Катание мяча (шарика) друг другу (расстояние 2м).

Среда

1. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Задачи: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.

2. Подвижная игра «Попади в круг»

Задачи: совершенствовать умение действовать с разными предметами, развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками; развивать глазомер, координацию движений, ловкость.

3. Игровое упражнение с мячом «Скати с горки»

На кубе лежит доска, дети (по 5 человек) с мячами или шари ками в руках подходят к доске, скаты вают их и, догнав, возвращаются на место.

4. Тренирующая дорожка №1

Полоса препятствия (пеньки, бум, шины).

Четверг

Физкультурное занятие

На прогулке

1.Подвижная игра «Тучка и солнышко»

Задачи: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, у пражнять в ходьбе и беге.

2.Бег по кругу, держась за веревку

3. Игровое упражнение «Прокати и сбей»

Сбить кегли с расстояния 2 м.

4. Индивидуальная работа«Я тебе, ты мне»

Игра с воспитателем в мяч.

Пятница

1.Подвижная игра с бегом «Догони мяч»

Задачи: с овершенствовать бег в разном направлении; вызывать оживление, радость у ребенка; поощрять самостоятельность.

2.Подвижная игра « Воробушки и кот»

Задачи: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего.
3 . Игровое упражнение «Пойдем по мостику»

Ходьба по буму (ширина 25 см).

4.Индивидуальная работа «Девочки и мальчики прыгают как зайчики»

Вторая младшая группа Сентябрь

Четвертая неделя


Понедельник

1.Подвижная игра «Воронята»

Задачи: упражнять в беге, развивать внимание, умение подражать; учить действовать в соответствии с текстом; вызывать чувство радости от совместных действий.

2.Подвижная игра « «С кочки на кочку»

Задачи: продолжать учить подпрыгивать на двух ногах; спрыгивать с невысоких предметов, мягко приземляться, сгибая ноги в коленях; совершенствовать навыки перепрыгивания.

3. Игровое упражнение «Попади в воротики»

Прокатывание мяча в ворота (ширина 60-50 см) с расстояния 1,5 м,

4.Индивидуальная работа «брось дальше»

Бросание мешочка (мяча) вдаль.

Вторник

Физкультурное занятие

На прогулке

1.Подвижная игра с бегом «Беги ко мне »

Задачи: учить детей действовать по сигналу, упражнять в ходьбе и беге в прямом направлении.

2. Игровое упражнение «Полоса препятствий »

(пеньки, бум, шины).

3. Индивидуальная работа «Я тебе ты мне»

Игра в мяч с воспитателем.

Среда

1.Подвижная игра с бегом «Птичка и птенчики»

Задачи: развивать у детей выполнение движений по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях не задевая друг друга.

2.Подвижная игра «С кочки на кочку»

Задачи: учить детей прыгать из кружка в кружок.

3.Игровое упражнение «Пойдем по мостику»

Ходьба по дорожке (ширина 25 см).

4.Индивидуальная работа «Жуки»

Ползание на четвереньках по буму.

Четверг

Физкультурное занятие

На прогулке

1.Подвижная игра «Автомобили»

Задачи: р азвивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу, упражнять детей в беге, ходьбе.

2.Игровое упражнение «Поймай- прокати»

Дети выстраиваются полукругом, воспитатель, стоящий напротив, бросает мяч. Поймав мяч, ребенок приседает и катит его обратно воспитателю (если не поймал, то бежит за мячом).

3.Индивидуальная работа «Кто бросит дальше?»

Бросание правой и левой рукой мешочка или мяча вдаль.

Пятница

1.Подвижная игра с бегом «Найди свой домик»

Задачи : развивать у детей ориентировку в пространстве, внимательность, быстроту реакции; умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге.

2.Подвижная игра «Береги предмет»

Задачи: учить действовать и ориентироваться по сигналу, в пространстве, развивать ловкость.

3.Игровое упражнение «Доползи до кубика»

Ползание начетвереньках с опорой на ладони и колени по бревну.

4.Индивидуальная работа «Полоса препятствий»

( шины пеньки, бревно).

Игры для развития подражательности у детей младшего и среднего дошкольного возраста

Зайки

На лесной лужайке

Веселятся зайки.

(Дети выполняют ритмичные прыжки на обеих ногах, руки держат перед грудью, как лапки.)

Прыгают, лопочут,

(Ритмично шагают на месте.)

Лапками топочут.

Прыг-скок! Прыг-скок!

(Совершают ритмичные прыжки.)

Поскакали под кусток.

Лисичка

Ах ты, лисонька-лиса,

(Дети идут по кругу, изображая походку лисицы.)

Ах ты, рыжая краса.

Тихо лапками ступает,

Никого не испугает.

Заметает след хвостом.

Ты с лисичкою знаком?

Волк

Серый волк крадется в чаще,

(Дети идут по кругу крадучись.)

Очень страшный, настоящий.

Громко лязгает зубами.

Ой, бежим скорее к маме!

(Разбегаются по площадке.)

Бельчата

Эти резвые бельчата

(Дети ритмично прыгают по кругу.)

Целый день спешат куда-то.

С ветки — прыг!

На ветку — скок!

(Останавливаются. Совершают прыжок в круг, а потом из круга спиной вперед.)

С елки — прямо на дубок,

А потом — опять на елку.

(Снова — прыжок в круг и из круга.)

Не поймать бельчаток волку.

(Разбегаются по площадке.)

Индюшата

Индюшата, индюшата

Пили воду из ушата.

(Дети стоят лицом в круг, заложив руки за спину, ритмично кивают головами.)

Ой, не видно индюшат —

(Приседают, закрывают лицо ладонями.)

Опрокинули ушат!

Медвежата

Коротышки - медвежата

Погулять бредут куда-то.

(Дети идут по кругу, изображая походку медвежат.)

Вперевалку друг за другом

Целый день идут по кругу.

Ох, устали невозможно! (Приседают.)

Посидеть на травке можно,

Побороться, поваляться,

(Сидя толкают друг друга плечами.)

В ручейке позакаляться.

(Встают, выполняют прыжки на носочках.)

Лошадки

Скачет резвый жеребенок,

(Дети поскоками двигаются по кругу.)

Рыжей лошади ребенок:

«И-го-го! И-го-го!

Где же мама? Далеко?»

Рысью скачет лошадь-мать

(Двигаются по кругу с высоким подниманием колена.)

Сына рыжего искать.

«И-го-го! Сынок, не плачь!

Вместе мы помчимся вскачь».

Ослик

Ослик головой кивает,

(Дети идут по кругу, ритмично кивая головой.)

Он кивает и зевает.

Очень хочет ослик спать,

(Останавливаются, потягиваются.)

Но не знает, где кровать.

(Приседают, подкладывают ладони под щеку.)

Тигренок

Тигр, полосатый киска,

Наклонился к миске низко.

(Дети стоят на четвереньках, ритмично кивают головой.)

Лижет мясо языком,

С мясом, видно, не знаком.

Просто он еще ребенок,

(Встают. Передвигаются по кругу, совершая поскоки.)

Очень маленький тигренок.

Надо дать ему пока

Два стакана молока.

(Встают лицом в круг. Изображают, как пьют молоко из стакана, сначала одной, потом другой рукой.)

Лягушата

Лягушата-попрыгушки

(Дети прыгают по кругу в приседе, уперев руки в колени.)

Скачут в травке на опушке:

— Прыг-скок! Ква-ква-ква!

(Поворачиваются лицом в круг. Совершают ритмичные прыжки в круг и из круга.)

Очень мокрая трава!

Дайте нам скорей простынку

Вытереть брюшко и спинку.

(Встают, изображают, как вытирают брюшко и спинку.)

Петушок

Ходит Петя-петушок,

Нахлобучив гребешок.

(Дети идут по кругу, изображая походку петуха, тянут носок, хлопают руками по бокам.)

Шпоры острые,

Перья пестрые,

Яркий хвост дугой.

Вот петух какой!

Кораблик

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

(Дети стоят лицом в круг и, подняв руки вверх, ритмично двигают ими из стороны в сторону.)

Он бежит себе волнах

(Бегут по кругу на носочках, сомкнув руки в кольцо над головой.)

На раздутых парусах.

А. С. Пушкин

Желтые цыплята

Ходят желтые цыплята.

— Пи, пи, пи! Пи-пи-пи!

(Дети идут по кругу, ритмично кивая головой. Руки заложены за спину. Произносят только звукоподражания.)

Хоть они и маловаты.

— Пи, пи, пи! Пи-пи-пи!

Могут зернышки искать.

— Пи, пи, пи! Пи-пи-пи!

(Останавливаются, встают лицом в круг, кивают головой влево-вправо. Произносят только звукоподражания.)

Землю лапкой разгребать.

(Шаркают то левой, то правой ногой перед собой.)

— Пи, пи, пи! Пи-пи-пи!

(Произносят звукоподражания.)

Веснушки

На носу моем веснушки.

(Дети трут ладошкой нос.)

Нос в веснушках, лоб и ушки.

(Трут нос, лоб и уши.)

Любит солнышко меня,

(Выполняют прыжки на обеих ногах.)

Разукрасило в три дня!

Пирожки

Из просеянной муки

Будем печь мы пирожки

(Дети хлопают в ладоши в горизонтальном положении, как бы лепят пирожки, то одну, то другую руку располагая сверху.)

С рисом, мясом и капустой.

Это очень-очень вкусно!

Воробьишка

Воробьишка Чик-чирик

По песочку прыг, прыг, прыг,

(Дети скачут по кругу на двух ногах, руки за спиной.)

По песочку топ, топ, топ,

(Останавливаются. Попеременно топают ногами.)

Крылышками хлоп, хлоп, хлоп.

(Ритмично хлопают руками по бокам.)

Дождик

Дождик, дождик. Кап-кап-кап!

Тоненькие ножки.

Дождик, дождик. Кап-кап-кап!

(Дети стоят лицом в круг. Ритмично прыгают на обеих ногах. Произносят только повторяющуюся строку.)

Намочил дорожки.

Дождик, дождик. Кап-кап-кап!

Намочил осинки.

Дождик, дождик. Кап-кап-кап!

Наклонил травинки.

Киска

Киска шла по мостику

(Дети идут по кругу друг за другом, руки на поясе.)

И махала хвостиком.

Мостик развалила, (Приседают.)

В воду угодила.

Потеряла тапки,

Намочила лапки.

(Садятся на траву и вытягивают ноги.)

Раз, два, три...

Мы три раза потянулись.

Раз, два, три.

(Дети тянутся, подняв руки вверх, на каждый счет.)

И три раза улыбнулись.

Раз, два, три.

(Выполняют упражнение «Улыбка» на каждый счет.)

Мы три раза наклонились.

Раз, два, три.

(Выполняют наклоны вперед на каждый счет.)

Из ручья водой умылись.

Раз, два, три.

(Показывают, что брызгают ладонями воображаемую воду в лицо на каждый счет.)

Раз — присели, два — привстали,

(Приседают, встают.)

Три — по стежке поскакали.

(Двигаются по кругу, совершая поскоки, руки на поясе.)

Снегири

(Дети стоят лицом в круг. Хлопают опущенными руками по бокам.)

Раз, два, три.

(Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших.)

Прилетели, посидели,

(Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке.)

Погалдели, улетели.

(Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.)

Улетели в небеса.

(Останавливаются, машут скрещенными ладонями.)

Вот какие чудеса!

(С удивлением разводят руками.)

Цыплята

Раз — цыпленок на крыльце,

Два — еще сидит в яйце,

Три — цыпленок самый смелый.

(Дети стоят лицом в круг. Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждую строчку.)

И не желтый, и не белый.

(Загибают безымянные пальчики и мизинцы.)

Скачет быстро по дорожке.

(Совершают поскоки, двигаясь по кругу.)

Раз, два, три — мелькают ножки.

(Руки держат на поясе. Важно, чтобы под счет выполнили именно три прыжка.)

На прогулку

По дорожке гуси в ряд.

(Дети идут по кругу, заложив руки за спину, вытянув шеи, выкидывая вперед ноги.)

Гуси громко говорят:

«Га-га-га! Га-га-га!

Мы идем гулять в луга!»

А на речке утки в ряд.

(Идут по кругу вперевалку, руки за спину.)

Утки громко говорят:

«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Мы плывем гулять в моря!»

Возле дома куры в ряд.

(Стоят лицом в круг, изображая, что клюют зернышки.)

Куры громко говорят:

«Мы от дома никуда!

Куд-куда! Куда-куда!»

Белый мишка

Белый мишка как из ваты,

(Дети топчутся на месте.)

Неуклюжий и лохматый,

Мишка ходит вперевалку

(Идут вперевалку по кругу друг за другом.)

На охоту и рыбалку.

Пони

Скачут по дорожке пони.

(Дети бегут по кругу с высоким подниманием колена.)

Пони — маленькие кони.

Малышей катают в парке

По аллеям, где не жарко.

Лесоруб

Тук-тук! Тук-тук!

(Дети стоят в шеренгу, широко расставив ноги.)

Раздается громкий стук.

(Ритмично делают взмахи — колют дрова.)

Лесоруб в лесу густом

Машет, машет топором.

Раз, два! Раз, два!

Заготовлены дрова.

Подвижные игры для прогулок

« Снег кружится»

Цель: Учить соотносить собственные действия с действиями участников игры Развивать слуховое внимание, двигательную активность Воспитывать желание играть в подвижные игры

Ход игры: Воспитатель: « Снег, снег кружится, белая вся улица!»- дети кружатся.

« Собрались мы все в кружок, закружились как снежок»- дети приближаются к воспитателю.

« Спать легли снежинки, белые пушинки»- дети приседают

« Подул холодный ветер, снежинки разлетелись.»- дети разбегаются по площадке.

« Ворона и собачка»

воспитывать желание играть в подвижные игры

Ход игры: Воспитатель:

« Возле елочки зеленой

Скачут, каркают вороны:

Кар! Кар, Кар»- дети прыгают, издают звукоподражание.

« Тут собачка прибежала

И ворон всех разогнала:

Ав! Ав! Ав!- дети разбегаются в разные стороны.

«По ровненькой дорожке».

Приучать ходить свободно в колонне по одному

Развивать чувство равновесия, ориентировку в пространстве, согласованность движения рук и ног

Воспитывать доброжелательные взаимоотношения

По ровненькой дорожке

По камешкам, по камешкам...

«Птички, раз! Птички, два!»

Цели: упражнять детей в прыжках,знакомить с повадками птиц

развивать внимание, двигательную активность

Ход: Птички, раз! (выдвигают вперед одну ногу)

Птички два! (выдвигают другую ногу)

Скок-скок-скок!(прыжки)

Птички,раз! (поднимают крылышко)

Птички, два! (поднимают второе)

Хлоп! Хлоп! Хлоп!

Птички, раз! (закрывают один глаз)

Птички, два! (закрывают второй)

Птички полетели (бегают, машут крылышками, чирикают)

«Лохматый пес».

Цель: учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, развивать слуховое внимание, быстроту, воспитывать внимательное отношение к сверстникам

Ход: Один ребенок выбирается псом, он сидит на другой стороне площадки. Дети подходят к нему, а воспитатель произносит слова:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим: « Что же будет?»

После последних слов дети разбегаются, а пес ловит их.

« Кот и мыши»

Цель: учить бегать не наталкиваясь. развивать выдержку, ориентировку в пространстве., воспитывать внимательное отношение к сверстникам

Ход: дети сидят на одной стороне площадке - это мыши в норках. На противоположной стороне воспитатель - кот. Кот засыпает, а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, начинает мяукать и ловить мышей. Дети бегут на свои места.

«Догони меня»

Цели: учить быстро ориентироваться в пространстве;

Развивать ловкость

Воспитывать желание играть с воспитателем

« Снег кружится»

Цель: Учить соотносить собственные действия с действиями участников игры. Развивать слуховое внимание, двигательную активность. Воспитывать желание играть в подвижные игры

Цель: упражнять в метании, развивать силу рук, воспитывать желание выполнять физические упражнения

« Дед Мороз»

Цели: учить выполнять характерные движения, развивать бег, быстроту,

воспитывать внимательное отношение к сверстникам

Я-Мороз, Красный нос

Бородою зарос.

Я ищу в лесу зверей.

Выходите поскорей!

Выходите зайчики!

Дети прыгают.

Заморожу! (убегают)

Потом воспитатель называет разных зверей, а дети имитируют движения

« Птички в гнездышках»

Цели: учить бегать не наталкиваясь, развивать память, внимание, быстроту движений, ориентировку в пространстве воспитывать внимательное отношение к сверстникам

Ход: Нарисовать на земле несколько кругов - это гнёздышки.
Взрослый произносит слова:
Вот летели птички, птички невелички.
Все летали, все летали - крыльями махали.
На дорожку сели, зёрнышек поели.
Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.
Перышки почистим, чтобы были чише.
Вот так, вот так, чтобы были чище!
Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.
Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам. - По сигналу: «Летите домой в гнёздышки!» дети возвращаются в "гнёздышки

«Воробушки и автомобиль»

Цель. приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место. развивать быстроту, внимание воспитывать внимательное отношение к сверстникам.

Ход: Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Полетели, воробушки, на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.

По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.

« На елку»

Цели: учить имитировать характерные движения зверей, совершенствовать двигательные навыки, развивать внимание, двигательную активность. воспитывать эмоциональный отклик на игру, желание поиграть еще раз

Ход: Ну-ка, елочка, светлей, Засверкай огнями!

Пригласили мы гостей. Веселиться с нами.

По дорожкам, по снегам, По лесным лужайкам

Прискакал на праздник к нам Длинноухий зайка. (прыгают)

А за ним, смотрите все, Рыжая лисица.

Захотелось и лисе

С нами веселиться (бегают тихо)

Вперевалочку идет

Косолапый мишка,

Он несет в подарок мед И большую шишку (идут вперевалочку)

«Найди свое дерево».

Цели: приучать детей бегать легко, не наталкиваясь друг на друга; быстро действовать по сигналу воспитателя, закреплять названия деревьев, развивать ориентировку в пространстве, внимание, быстроту

воспитывать потребность в двигательной активности.

«Попади в круг».

Цели: совершенствовать умение действовать с разными предметами, учить бросать предметы в определенном направлении двумя руками, развивать глазомер, координацию движения, ловкость, воспитывать потребность в двигательной активности

«Самолеты».

Цели: учить бегать в одном направлении, учить действовать по сигналу

развивать внимание, двигательную активность, воспитывать желание играть в подвижные игры

Ход: Воспитатель говорит: « К полету приготовиться. Завести моторы! Полетели! Дети бегут по площадке в одном направлении. После сигнала « На посадку!» дети приземляются на колено.

« Зайка беленький»

Цели: приучать слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, упражнять в прыжках, развивать двигательные навыки, воспитывать желание играть в подвижные игры

Ход: Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал, зайка прыг... и ускакал.

«По ровненькой дорожке».

Цели: приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать согласованность движения рук и ног, чувство равновесия, ориентировку в пространстве, воспитывать дружеские взаимоотношения

Ход: По ровненькой дорожке, дети идут друг за другом

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки раз, два, раз, два

По камешкам, по камешкам прыгают с продвижение вперед

По камешкам, по камешкам...

В яму бух! Присаживаются на корточки.

Цели: прививать желание заботиться о птицах; обратить внимание на форму, размер и части птиц; учить различать птиц по размеру – большие и маленькие, называть некоторых птиц, описывать, что и как они клюют, кто кормит птиц; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход прогулки

1. Наблюдение. Перед прогулкой оставить корм для птиц в кормушке. Рассмотреть и рассказать, какие птицы прилетели к кормушке. (Быстрые, яркие, смелые.) Какие части тела заметили у птиц? (Хвост, клюв, голова, глаза, крылья.) Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый, птицы клюют и перелетают на новое место.) Как птицы кричат? Как прыгают?

2. Загадки о птицах.

Маленький мальчишка, в сером армячишке,
По двору гуляет, крошки подбирает. (Воробей )

Чик-чирик к зернышкам прыг,
Клюй – не робей.
Кто же это? (Воробей )

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону), игровая деятельность.

1. Подвижная игра “Воробушки и кот”.

Вариант 1.

Цель: учить бегать, не задевая друг друга, быстро убегать, находить свое место.

Ход игры: воспитатель выбирает одного ребенка – это кот; остальные дети – воробушки. Кот – спит, воробушки – разлетаются по всей площадке в разные стороны и ищут зернышки. Просыпается кот, он потягивается, произносит мяу-мяу и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к себе в дом.

Вариант 2.

Цели: учить бегать, не задевая друг друга, быстро убегать, находить свое место; развивать ловкость, навыки игры в коллективе сверстников, умение ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.

Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий – “кот” встает в середину круга. “Воробушки” то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают “зерна” (внутри круга рассыпаны фишки). “Кот” бегает по кругу и старается поймать их. “Воробушек”, до которого дотронулся “кот”, все собранные “зерна” высыпает, затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных “воробушков”.

Разновидность игры “Ловишки”, но в роли “ловишки” выступает “кот”.

На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 5-10 м (в зависимости от возраста играющих детей). За первой линией находится “дом воробушков”. Воспитатель стоит за другой линией, выбрав из числа играющих детей одного, выполняющего роль “кота”. Он сидит рядом с воспитателем и “спит”. Воспитатель говорит: “Кот спит. Воробушки, полетели!”. После этих слов воспитателя “воробушки” покидают свой “домик”, бегают по игровой площадке между двумя линиями, руками- “крылышками”, изображая полет птички, останавливаются и снова бегают.

Воспитатель говорит: “Кот идет!”. Эти слова служат для “кота” сигналом ловить “воробушков”, а для “воробушков” они означают, что необходимо немедленно спасаться и скрыться за чертой в своем “домике”.

Пойманного “воробушка” “кот” отводит в свой “домик”, а игра начинается сначала, но уже без участия пойманного.

Вариант игры: вместо проведенной линии “домиками” для “воробушков” могут служить начерченные на игровой площадке круги, а также скамеечки, кубы или большие обручи.

Смену “кота” воспитатель проводит после 3-5 пойманных им “воробушков”.

1. Подвижная игра “Попади в круг”.

Цель: развивать умение бросать предметы в определенное место двумя и одной рукой, развивать глазомер, координацию движений и ловкость.

Ход игры: дети стоят на одной линии, на расстоянии 2-3 шагов от лежащего обруча или корзины. В руках у детей мешочек с песком или мяч, по сигналу воспитателя они бросаю мешочки или мячи в цель, по сигналу же подходят, поднимают мешочки и возвращаются на свои места.

Указания к применению: мешочки надо бросать правой и левой рукой.

IV. Трудовая деятельность.

Цель: побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка игрушек перед уходом с прогулки).

Солнышко лучистое улыбнулось весело

Цели: дать понятие о солнце как о небесном светиле, которое освещает все вокруг и согревает растения, животных, землю, воду; развивать познавательные интересы, наблюдательность, устойчивое внимание; учить радоваться ясному деньку, теплому солнечному лучику; обратить внимание на вечернее солнце, заход (закат) солнца, светлое небо; слияние с земной поверхностью, рассеивание солнечного света.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. Ежедневно обращать внимание детей на солнце. Какая погода сегодня? (Пасмурная или ясная.) Какие участки освещены во время вечерней прогулки? назвать предметы, которые освещает солнце во время вечерней прогулки: “Сейчас солнце освещает наши цветы, песок и т.д.”. как греет солнышко? (Тепло.) Как солнышко выглядит? (Круглое, яркое, желтое, теплое.)

2. Эксперимент. Могут ли наши руки почувствовать солнышко? Что посылает солнышко к нашим ладошкам? (Дети за воспитателем тянут руки к солнцу, ладошками вверх, чтобы они ощутили солнечное тепло.) Что произойдет с природой, растениями, животными и людьми, если все время будет ночь? (Рассуждения детей.) После этого дети играют с солнечным зайчиком.

3. Потешки и народные песенки.

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Детки-малолетки.
Взойди поскорей,
Освети, обогрей –
Телят да ягнят,
Еще маленьких ребят.

4. Примета.

Солнце вечером покраснело – день будет ветреный.

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками), игровая деятельность.

Подвижная игра “Солнышко и дождик”.

Цель: учить детей внимательно слушать слова и выполнять по ним движения (можно ходить врассыпную и перешагивать через ленточки или же, по слову воспитателя, покружиться и присесть, во время бега врассыпную, по сигналу найти свободный листочек и встать на него).

Ход игры: перед началом игры познакомить малышей с ситуацией: “Если светит солнышко, то всем весело, птички поют песни, летают бабочки и жуки, на цветочках пчелки сидят. Но вот подул ветер, солнышко закрыла туча, и пошел дождик, а птички и бабочки куда-то спрятались”.

Спросить детей, а куда спрячутся они, если пойдет дождик? Конечно, под зонтик! Сообщить малышам название игры, и по словесному сигналу “Солнышко светит” дети начинают бегать по площадке.

Если игра проводится осенью, можно приготовить листочки, разбрасывать их на земле, малыши бегают между листьями, им весело.

Воспитатель читает маленькое стихотворение:

Быстрые ножки выбрали дорожку,
По дорожке я бегу,
Остановиться не могу.
Ах, какие! Ох, какие!
Наши детки озорные!

Воспитатель. Солнышко спряталось за тучку, и закапал дождик.

Малыши останавливаются, поднимают ладошку, стучат по ней пальчиком и медленно произносят: “Ка-а-ап, ка-а-ап, ка-а-ап”.

“Но вот дождик пошел сильный-сильный”, - сообщает воспитатель и открывает зонтик, дети бегут и прячутся под ним.

Воспитатель. Какой сильный дождик! Как он капает! “Кап, кап, кап, кап!”

Малыши повторяют слова быстро-быстро. Дети стоят под зонтиком, воспитатель, подражая дождю, стучит по зонтику и произносит:

Дождик, дождик, веселей –
(Дети поют песенку дождя.)
Капай, капай, не жалей!
Ты по зонтику стучи
(Кап, кап, кап! кап, кап, кап),
Только нас не намочи!
(Кап, кап, кап! кап, кап, кап.)
Дождик, дождик
(Дождик проходит, капельки падают
редко: ка-а-ап, ка-а-ап, ка-а-ап),

Что ты льешь,
Погулять нам не даешь?
(Дети выходят из-под зонтика, поднимают руки, а на ладошки дождик не капает.)

Воспитатель. Дождик прошел, выглянуло солнышко, и детки пошли гулять.

Указания к проведению: дети могут кружиться вокруг листочков, бегать и ходить врассыпную. Всякий раз при повторении игры предлагать другие интересные и доступные для детей движения.

После быстрого бега следует перейти на ходьбу, идти тихо-тихо на носочках.

V. Трудовая деятельность.

Цели: учить осуществлять совместные элементарные трудовые действия (вымыть игрушки, положить на солнышко, чтобы просохли, подвести детей к выводу о том, что предметы на солнце высыхают); перед уходом в группу собрать игрушки.

VI. Рефлексия.

…Я скажу вам не тая –
Жить без солнышка нельзя! О. Чусовитина

…Ты идешь и слышишь вслед,
Как солнце говорит: “Малыш, привет!” О. Чусовитина