Народные игры ханты и манси. Спортивные игры хантов и манси

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ ХАНТОВ И МАНСИ

Весь уклад хантыйской или мансийской семьи определялся основным занятием отца – охотой, рыболовством и оленеводством. Одним из главных средств воспитания детей является игра, она отражает действительность. Игры детей ханты и манси, направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное отношение к лесам, водоемам, живым существам. Игры детей в основном проходят в лесу. Игра практически всегда имитирует промысловую и бытовую деятельность взрослых. Прежде всего, это стрельба в цель из лука. Для игры в охотников используются также старые ловушки, капканы, черканы, небольшие слопцы, петли. Эти игры направлены на развитие физических качеств.

Младшие дети играют в прятки. Зимой дети роют ходы и прячутся в них. Такие игры развивают ловкость, находчивость, быстроту реакции. Прыгают через обласа, нарты, а также с шестом в высоту. Дети принимали участие в состязаниях с взрослыми: в беге на лыжах, скоростной езде на обласах, разных видах борьбы, перетягивание веревки или палки, стрельбы из лука и ружья.

Стрельба из лука

Дерево с широкой кроной (сосна). Один из игроков стрелял в крону дерева так, чтобы стрела застряла в ветвях. После этого участники игры по очереди старались выстрелами сбить эту стрелу на землю. Побеждал тот игрок, который первым сбивал стрелу.
Игра развивала силу рук, ловкость, глазомер, воспитывала выдержку и настойчивость.

Прыжки на одной ноге

Все участники становились на лини и старта, принимали исходное положение – стоя на одной ноге. По команде судьи игроки начинали скакать, стараясь как можно скорее преодолеть дистанцию. Кому удавалось это сделать первым, тот и становился победителем. Смена ног во время прыжков запрещалась.
Игра способствовала выработке прыгучести, прыжковой выносливости, ловкости.

Прыжки на двух ногах

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. По команде судьи начинали прыжки, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь также на две ноги, стоящие на ширине плеч. Игрок, достигший финиша первым становился победителем. Прыгучесть, сила ног и спины, быстрота, ловкость.

Заячьи следы

Летом – на песке, зимой – на снегу.
Перед игрой на снегу иди на песке делали отметки, обозначающие следы зайца, расстояние между которыми зависело от пола, возраста и физической подготовки играющих.
Один из игроков становился в первый «след зайца», т.е. принимал исходное положение – стоя, ноги врозь. Затем он, оттолкнувшись двумя ногами, должен был точно приземлиться в следующий след, но уже на одну ногу, далее надо было оттолкнуться этой ногой и приземлиться на обе ноги в следующий след и т.д. Победителем становился тот, кто точнее всех прыгал по «заячьим» следам.
Часто эту игру усложняли: увеличивали расстояние между следами, запутывали их, изменяя направление и т.д. Игра способствовала развитию силы ног, прыгучести, координации движений, ловкости.

Игра с кольцами – Кусанг юх

Кол-во игроков – 6-8 человек. Для игры каждый ее участник из веток тальника толщиной примерно 1 см. делал 5-6 колец диаметров 15 см. и палку-кол длиной 90 см., толщиной 2-3 см (для нее использовались ветки сухостоя). Игроки вбивали свои колья на расстоянии 2-3 м. от общей линии броска.
Затем они становились у линии напротив своих кольев, держа в руках кольца, и начинали набрасывать их по одному на колья. Кто больше набросил колец на свой кол, тот становился победителем и считался самым метким и ловким игроком. В игре вырабатывались глазомер, точность броска, ловкость.

Борьба «Хон» (Ямгорт)

Две команды. Выбирали самого ловкого и сильного, которого называли хон.
Борцы разбивались попарно и становились напротив друг друга. Первыми начинались бороться самые младшие и слабые. Чтобы победить соперника, необходимо было припечатать его спиной к земле. Тот, кто выигрывал поединок, получал одно очко. Далее таким же образом боролись следующие пары, и в самую последнюю очередь – «князья». В конце подсчитывались очки. Во время борьбы запрещалось ставить подножки.

«Хон-ики» (Овгортский вариант борьбы)

Князь не участвовал, а следил за соблюдением правил борьбы. Самые младшие состязались первыми. Победитель из первой пары боролся затем с победителем из второй пары и т.д. до последнего борца. Если же он проигрывал победителю из второй пары, то в борьбу вступал борец из его же команды, из второй пары, т.е. в этом варианте один борец мог победить всю команду противника.
Ванзеватский вариант борьбы

Перед состязанием «князь»- «хон». Две команды. Один из борцов обращался к князю со словам: Хон нянь вохс, хон сул вохс (Князь хлеб просил, князь соль просил). «Князь отвечает: «Нянь вюя, сул вюя» (Хлеб бери, соль бери). После этого начиналась борьба. Правила были такие: боролись в охотничьих поясах, можно было применять подножки и броски. Цель поединка – свалить противника на землю так, чтобы он коснулся ее лопатками.

«Кольм» (ваховские ханты)

На расстоянии 10 метров две параллельные черты. Играющие делились на две команды. Борцы вставали попарно между этими линиями. По команде судьи соперники сходились и начинали борьбу: каждый старался обхватить своего напарника, поднять и перенести или перетащить за свою черту. Команда, перетянувшая на свою сторону больше игроков – побеждала.
Вариант сургутских хантов

Перед состязанием выбиралось пять сильных мужчин.
С этими пятью борцами вступали поочередно в борьбу все участники медвежьих игрищ. В случае поражения кого-либо из сильной пятерки (кроме самого сильно) он выбывал из игры. Во время борьбы разрешалось применять любые приемы (даже болевые). Цель этого состязания победить самого сильно борца.

Борьба ногами лежа на спине (сургутские, казымские ханты)
Соперники ложились рядом на спину головами в разные стороны, захватив друг друга соприкасающимися локтями, сцепляли пальцы рук на груда. Каждый поднимал одну ногу вверх ближайшей к сопернику стороны и выполнялся захват ногами. Вторая нога должна была лежать прямо на земле (на полу). Во время борьбы соперники старались выпрямленной вверх ногой перевернуть друг друга. При этом расцеплять пальцы рук запрещалось.
Другой вариант

Также ложились, захватывали друг друга руками, а другую руку вытягивали вдоль туловища. Затем они сцепляли поднятые вверх как в предыдущем варианте ноги, второй ногой упирались пятками в пол (землю). По команде соперники старались перевернуть друг друга через голову.

Перетягивание палки «Талты юх»
Два игрока садились на пол или землюнапротив друг друга и,вытянув ноги вперед, упирались друг в друга ступнями ног, а руками брались за палку. По команде судьи игроки начинали тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от земли (пола). При этом нельзя было сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживал борьбы и расцеплял пальцы, то он считался побежденным. Победитель состязался со следующим игроком. Состязание продолжалось до выявления победителя среди всех его участников.
Казымский вариант: коллективная игра

Между игроками, держащими палку, проводили черту. За ними выстраивались остальные игроки, обхватив друг друга за талию. По сигналу судьи команды начинали состязание, цель которого была перетянуть впереди стоящего игрока за черту на свою сторону.
Перетягивание веревки (сургутский вариант)

Для игры использовалась веревка длиной 1,5 – 2 метра, толщиной 2-3 см.
Соперники, сев на пол (землю) упирались друг в друга ступнями выпрямленных ног. Каждый из них наматывал на одну руку веревку. По команде они начинали тянуть веревку так, чтобы оторвать от пола (земли) соперника. Блестящей победой считалось перебросить соперника через себя. С победителем садился состязаться следующий игрок.
В другом варианте один игрок состязался сразу с двумя-тремя игроками.

«Талты кел» (казымские ханты)

Два игрока сидились на землю (пол) и упирались друг в друга ступнями прямых ног. Остальные игроки садились за ними на колени друг за дружкой. Затем все игроки обеих командр брались за веревку. По сигналу, игроки начинали тянуть веревку на себя. Состязание продолжалось до тех пор, пока кто-то из впереди сидящих игроков не вставал, потянув за собой остальных.
Ваховский вариант:

Два игрока вставали напротив друг друга, упирались одной ногой в брусок, лужащий между ними, и брались руками за веревку. По команде старшего или одного из соперников игроки начинали тянуть веревку на себя, стараясь перетянуть на свою сторону друг друга. Победитель состязался со следующим игроком. Лучшим признавался тот, кто перетянул большее количество игроков.

Другой вариант:

Два игрока против двоих. Первый наматывал веревку на руку, а второй перекидывал ее через плечо.

«Выдра» (Казым) - перетягивание ремня, надетого на шею

Два соперника вставали друг против друга на четвереньки. Им на шею надевали ремень и они пытались сдвинуть друг друга с места.

Другой вариант: (Казым)

Для игры брали ремень из оленьей упряжки длиной 2 метра. Два игрока садились и упирались друг в друга ступнями выпрямленных ног, надевали на шею ремень и по команде начинали тянуть ремень каждый на себя, стараясь оторвать соперника от земли (пола). Если удавалось это сделать на место побежденного садился другой игрок. Побеждал тот, кто поочередно перетянул всех участников игры.

Следующий вариант:

Вставали на четвереньки напротив друг друга и старались перетянуть соперника за черту, проведенную между ними.

Перетягивание пальцами

Доска длиной 1,5-2 метра, шириной 3-40 см., толщиной 2-3 см.
Два игрока садились напротив друг друга, упирались ступнями выпрямленных ног в доску и сцеплялись большими пальцами рук. По команде они начинали тянуть друг на друга так, что соперник оторвался от пола (земли). Если кто-то из игроков не выдерживал и отцеплял палец, он считался побежденным. Затем победитель состязался со следующим из участников игры. (Можно поочередно всеми пальцами)

Другой вариант (Казым)

Веревочная петля длиной 50-70 см.
Два игрока садились и упирались друг в друга прямыми ногами, ступня в ступню. Затем они брались за веревочную петлю, натягивали ее и по сигналу начинали тянуть петлю на себя, стараясь поднять соперника с пола (земли). Игрок выпустивший петлю, проигрывал, а с победителем состязался следующий игрок.

«Ларынщуп» - «Юла», «Тухлан ларынщуп» - «Летающая вертушка»
Эти игры сделаны по типу лучкового сверла или самострела. Это традиционные орудия промысла народа ханты, только в уменьшенном виде, как и все игрушки Северных детей. Играя в разнообразные ветряные игрушки, ребёнок развивал мышцы пальцев, смекалку, навыки традиционного промысла.
Игра в «Юлу» проводилась на ровной поверхности – на столе или на полу. Количество игроков – произвольное. Задача игры – вращая, перемещать юлу вдоль лежащей иглы – туда и обратно – или двигаться зигзагом. Выигрывал тот, кто двигался больше всех

«Нумсты юнтупсэт» - головоломки
Издревле ханты ведут кочевой образ жизни, поэтому, переезжая с места на место, они вынуждены оставлять свои постройки: избушки, лабазы, запоры и др. Для того, чтобы лесные звери не разворошили стойбище, хозяева закрывали свои постройки на замок. В далёкие времена у хантов не было заводских замков, поэтому мужчины придумывали свои замки. До наших дней они дошли как головоломки «Из шести палочек» - «Хот юхуп юнтупсы» и головоломка «Из девяти палочек» - «Яртьянц юхуп юнтупсы», которые нужно собрать так, чтобы они приняли форму кубика и при этом не рассыпались.

«Веет лов тын юх» - «Палочка стоимостью пяти лошадей»
Существует легенда о том, как старый охотник загадал головоломную загадку из палочки с кольцами русскому купцу, который приехал на рынок менять свой товар на пушнину. Купец разгадывал головоломку три дня, но так и не разгадал. Придя к охотнику, купец попросил раскрыть секрет этой головоломки. Старый охотник согласился раскрыть секрет, но только в обмен на пять лошадей. Купец отдал ему пять лошадей и с тех пор эта головоломка называется «Палочка стоимостью пяти лошадей». Задача этой головоломки – перегнать кольца на другую сторону через центральный узел, не развязывая крайних узлов.

Игра в палочки «Щёл»
Игра «щёл» рассчитана на людей разного возраста. В нее могут играть как дети (от 2-3 лет), так и взрослые. Есть несколько вариантов этой игры, которые формируют те или иные способности.
Для самых маленьких 2 варианта «Лебедя».

Игра «Торэх» - Журавль. (Сургутские ханты)
Количество игроков от 2 до 6 человек. Палочки раскладываются в виде птицы – журавля (лебедя). 3 палочки – голова, 2 палочки – туловище, 5 палочек – крылья, по 3 палочки – ноги, 4 палочки – хвост. Игроки сидят спиной к выложенной фигуре, ведущий убирает палочку из какой-либо части «лебедя» и задает игрокам вопрос: «Я убрал 1 палочку из головы (с шеи, из хвоста, с туловища и т.д.), сколько там осталось палочек?».

Игра в «щёл» на ловкость
В неё играет несколько детей по очереди. Ребёнок, за которым в настоящее время ход игры, все палочки кладёт на ладонь, затем движением руки снизу вверх он их подбрасывает, за период времени пока палочки находятся в воздухе, игрок должен перевернуть руку тыльной стороной, вверх и поймать палочки этой стороной руки. Затем движением снизу вверх палочки вновь подбрасываются, но уже с тыльной стороны руки, снова рука переворачивается, и ребёнок должен поймать их в ладонь. Если игрок ловит нечётное количество палочек, то одну забирает себе и ход остаётся за ним. Если в ладони оказалось чётное количество – ход переходит другому. Цель игры заключается в том, кто из игроков наберёт наибольшее количество палочек. Когда остаётся последняя палочка вначале ребенок, за которым ход игры, должен проиграть с неё так же, как описано ранее.
Затем характер игры меняется. Поочерёдно палочка кладётся на два соседних пальца. После этого подкидывается и ловится между этими же пальцами. Первоначально играют большой и указательный пальцы, затем указательный и средний и т.д. В случае, если ребенок справился с этой задачей, то он должен то же самое выполнить в обратном направлении. Сначала играют мизинец и безымянный пальцы, затем безымянный и средний и т.д. Цикл этапа игры с одной палочкой должен быть проведен от начала до конца. Как правило, мало кому удается выполнить описанное выше требование игры с первого раза. Тогда ход игры переходит к следующему играющему.

Игра в «щёл» на осторожность
В неё так же играют несколько детей по очереди. Один из игроков берёт все палочки в руку, ставит их вертикально на какое-либо основание. Нижнюю часть пучка несколько раздвигает, получается фигура в форме чума. После этого ведущий игрок резко разжимает руку, палочки в беспорядке падают одна на другую. Ребенок, за которым ход игры, должен из этого вороха, очень осторожно, вытянуть одну палочку, но так, чтобы не потревожить остальные. Другие дети внимательно наблюдают за ним. Если игроку удалось соблюсти правила игры, то ход остаётся за ним. В случае если какая-либо палочка, кроме той, которую вытягивает игрок, была потревожена, то ход игры переходит к другому. Конечная цель игры – набрать максимальное количество палочек.
Игра в «щел» на осторожность и игра в «щел» на ловкость имеют одинаковое окончание. У каждого игрока набралось определенное количество палочек. Согласно традиции, пересчет их количества не ведется, тем не менее, имеется способ выявления наиболее ловкого или осторожного. Это выполняется следующим образом. Каждый игрок по очереди кладет по одной палочке на игральную площадку, при этом выстраивается фигура чума. Когда у одного из игравших заканчиваются палочки, остальные игроки пересчитывают оставшиеся у себя палочки. Затем, в зависимости от их количества ставятся соответствующее число щелчков проигравшему.

Функции и назначение игры «щёл»
Одна из функций игры – символическая. Так, в игре «щёл» требуется отчет палочек парами. При этом пара и единичность имеют различные знаковые значения. Парное количество палочек – игрок прекращает игру. То есть, парность - означает достаточность, полноту, цельность. Непарное количество палочек – во-первых, игрок приобретает дополнительное очко (палочку), во-вторых, может продолжить игру. Таким образом, за непарностью закреплено значение – прибыль, достаток, а также неполнота.
Вторая функция игры – развитие мелкой моторики рук, пальцев, их ловкости. В традиционной культуре хантов это необходимо было для освоения различных видов промысла. (Для девочек – плетение из бисера, шитьё. Для мальчиков – тиснение из бересты, вырезывание орнаментов по дереву строгание.). Кроме того, развитие мелкой моторики у детей влияет на развитие их мыслительных и познавательных процессов в дальнейшем.
Третья функция игры – в развитии чувства группирования объектов и определение их количества. Сортировка игральных палочек, с одной стороны, по парам, а с другой – по одной формирует способность различения чётного и нечётного состава числа. При изготовлении, так называемого «чума», каждый игрок изымает от себя одинаковое количество палочек, выкладывая их поочерёдно на «строительство» чума. Кроме проигравшего (или проигравших) у других остается некоторый остаток палочек. Они их сравнивают. Таким образом, учатся измерять остаток от равного количества и оценивать у кого больше – меньше.
Традиционные спортивные игры детей хантов не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье.

Оксана Веснина
Игры и игрушки народов ханты и манси

Игры и игрушки народов ханты и манси

Мой народ, в каком краю земли

Ты рождён природою предвечной?

Сквозь туман веков тебя вели

Труд и сила щедрости сердечной.

Роман Ругин

В данной работе дается представление об играх и игрушках народов ханты и манси, тема способствует расширению круга знаний о культуре и традициях этих народов.

Актуальность:

В настоящее время идет активный процесс национальной культуры ханты и манси. У этих народов сохраняется преемственность традиционного природопользования, ориентированного на сохранение традиционных промыслов и занятий, обычаев и обрядов.

Цель работы:

Расширить знания детей о культуре народов Ханты и Манси.

Изучить особенности воспитания детей ханты и манси;

Раскрыть значение игрушек в воспитание детей ханты и манси;

Познакомиться с национальными играми;

Создать буклет с играми народов ханты и манси.

Методы исследования:

Для того чтобы выполнить свою работу, мной был составлен план, в котором выделены этапы моего исследования:

Изучить дополнительную литературу;

Посетить школьный музей, познакомиться с экспозицией «Быт народов Севера»;

Познакомиться с традиционными игрушками, играми, народов ханты и манси;

Проанализировать и обосновать итоги исследования;

Основная часть

Одним из главных средств воспитания детей является игра. Игры детей ханты и манси, направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное отношение к ней. Игра детей ханты и манси, практически всегда повторяют промысловую и бытовую деятельность взрослых. Прежде всего, это стрельба в цель из лука. Для игры в охотников используются также старые ловушки, капканы, черканы, небольшие слопцы, петли. Эти игры направлены на развитие физических качеств.

Детям ханты и манси, возможно, будущим охотникам и оленеводам необходимы практические навыки, и они их получают через игры. Элементарные детские игры, которые на первый взгляд просты, непосредственно готовят ребенка к его будущей трудовой деятельности.

Воспитание детей

Жизнь в тайге и тундре тяжелая, она принуждает к хорошей организации семьи, к строгому распределению обязанностей и к их выполнению. Дети рано приобщаются к определенным обязанностям. С раннего детства родители старались занять своих детей какой-нибудь яркой игрушкой. Для девочек шили из ненужных отрезков разных тканей кукол, и они играли, подражая, матери и старшим сестрам: кормили, качали на руках, укладывали в постель и убаюкивали, напевая колыбельную. Из лоскутков материи мастерили для своих кукол постель, одежду.

Сейчас у детей ханты и манси появились разнообразные игрушки: мячи, машины, куклы и т. д. Но, дети любят игрушки, повторяющие предметы из реального мира: маленькие чумы, изображения оленей и нарт, куклы одетые в меховую одежду, гуделки, головоломки. Игры и игрушки детей ханты и манси отражают трудовую деятельность охотника, рыбака, оленевода.

В семьях ханты и манси существует особый подход к воспитанию мальчика и девочки. У мальчика воспитывают выносливость, трудолюбие, у девочки - хозяйственность, мастерство в приготовлении пищи, изготовлении одежды, обуви, утвари. Первые подарки для мальчика - нож, тынзян, лук со стрелами, для девочки - мешочки с набором сухожильных ниток, кусочками ткани, меха, кожи и бисера. Дети до 5-7 лет находились под присмотром матери. Они участвовали в заготовке топлива для очага, поддерживали огонь. Мальчики играли в охотников и оленеводов. Пользуясь игрушечным луком и арканом, они под руководством старших братьев усваивали навыки охоты и обращением с оружием. На игрушечных нартах, в которые запрягали собак, дети учились

правилам упряжки и езды. Они стреляли по веткам, камням, набрасывали арканы на опавшие рога оленей, ветви кустов, носки нарт. Одна из любимых игр - бросание тынзяна (аркана). Состязаясь в ловкости мальчишки, стараются набросить петлю тынзяна на головки нарт или рога оленя, лежащие на земле. Распространенным занятием мальчиков в тундре является игра в охотника. В качестве игрушек используются детский лук со стрелами, изготовленный обычно из ели при помощи старших братьев или отца. Вырабатывая меткость, мальчики упражняются в стрельбе по неподвижным и по движущимся целям, стараясь попасть в подброшенную щепку или ствол дерева. Игры проходили в основном в лесу, у реки. Когда наступал охотничий сезон, взрослые готовились к охоте. Детские игры отображают это событие: идёт подготовка ловушек, выход в лес, изучение лесной азбуки. Дети перенимают опыт погони за зверем, умение обхитрить его, учатся использованию собак в охоте. Зимние игры мальчиков: метание тынзяна, прыжки через нарты, метание в цель камней, палок, шишек, колец, борьба, перетягивание верёвки, соревнования в силе. Увлекаются дети играми в оленей и оленеводов. Рано начинают ездить и управлять оленями. Весной по насту играют в охоту на лося. С 3-4 лет дети начинают ходить на лыжах. Существуют игры с копированием бега лесных животных (зайца, лисы, лося и др.). Мальчики летом играют в городки, лунки, в мяч, метания, поднятия различных предметов. В период массового лова рыбы дети помогают взрослым готовить и чинить сети, невода, ловушки. Для этого изготовляют себе небольшие ловушки: морды, сети, фитили и даже небольшой невод. Затем рыбачат с ним. Очень

рано, особенно мальчики (с 5 лет, садятся в облас (лодку) и плавают самостоятельно.

Игрушки, изображающие оленей, разнообразны: из деревянных брусков, косточки звериной ступни, заячьи задние лапы, кусочки оленьего меха, утиные носы с продёрнутыми дужками от птицы в глазные отверстия. Вместо нарт использовали спичечные коробки, косточки. Лапки зверей, хвосты являются в играх предметами «охоты». Из позвонков щуки, а также из плодов рябины, шиповника делали бусы. Играли корешками и сучками, напоминающими зверьков и птиц.

Мальчики мастерили игрушки из дерева: нарты, морды, волчки-юлы, колыбельки, ножи, музыкальные погремушки (из зоба дичи, бубенчики, трещотки, свистульки, имитирующие голоса птиц, зверюшек. Для этого использовали листья, стебли растений, тонкие полоски бересты. Кроме игрового назначения колокольчики, бубенчики, побрякушки служили для отпугивания злых духов, являлись оберегами детей от сглаза.

Игры девочек связаны с куклой. Куклы обских угров (акань) отличаются по изготовлению головы, одежды. Но все куклы делаются без лица, ног, рук. В играх участвуют куклы женского и мужского пола, куклы-дети. Девочки вместе с взрослыми участвуют в заготовке бересты, коры, трав, ягод, дров, в изготовлении утвари-посуды. Учатся выделывать шкуры, плести бисерные украшения, делать сухожильные нитки, шить одежду и обувь. Игры детей - не только развлечение, они имеют важное значение для физического, эстетического, нравственного и духовного воспитания.

Самая ранняя игра называется «Игра в медведя». 1 из участников «медведь» ложится на траву и изображает из себя медведя, а все другие, Ставши гуськом друг за другом, медленно обходя его, якобы беря ягодки, все разбегаются, а «медведь» вскакивает и бежит за ними. Кого поймает, тот ложится «медведем». Играют дети обоего пола, маленькие.

У мальчишек игры больше были связаны с лошадьми, упряжью. Коробка из-под спичек после того, как к ней прикручивали с обеих сторон оглобли из березового прутика, становились санями. Проколов ее иголкой, в отверстие продергивали двойную нитку – это были гужи. Дугу гнули из того же березового прутика. Затем футляр-лошадь впрягали в оглобли – и упряжка была готова. В сани грузили разные игрушки, и обоз отправлялся по полу избы в далекий путь до неведомого города. Там сани разгружали, переносили груз в мнимые амбары, брали новую поклажу, и обоз возвращался домой. Были и более будничные «поездки» - за дровами, за сеном, вывозили снег и навоз.

В возрасте 10 - 14 лет хантыйские дети уже начинают самостоятельно охотиться на водоплавающую дичь, помогают старшим в изготовлении ловушек и прочего охотничьего снаряжения. В связи с этим их игры все чаще имеют промысловую направленность, готовят к суровым условиям кочевого и полукочевого образа жизни, способствуют воспитанию всех физических качеств, специальных двигательных навыков, необходимых для самостоятельного ведения промыслов в дальнейшем. У детей хантов в этом возрасте большой популярностью пользовались игры с бегом, прыжками, метаниями: "Кто из нас быстрее?", "Оленья упряжка", "Деревянная нога", "Прыжки через нарты", "Заячьи следы", "Выбей чурочку", "Игра с кольцом" и другие.

Борьба на палке

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу и нельзя менять положения ступней ног.

Метание аркана на снег

Играют в зимнее время на стойбище. Каждый из игроков имеет аркан. В игре принимают участие дети от 9 до 13 лет, взрослые мужчины и даже старики. Выбирают припорошенную снегом лесную полянку. Все участники встают в линию лицом к полянке и поочередно с небольшим интервалом метают свои арканы так, чтобы они, пролетев по воздуху, приземлились на снег. При этом при приземлении петля аркана должна лечь на снег в форме круга, а остальная часть аркана – в виде точной прямой линии. Для этого игроки в конце броска поддергивают свои арканы, чтобы придать петле нужную форму. Побеждает игрок, которому удается придать

своему аркану наиболее идеальную форму.

Игра с кольцами – Кусанг юх

Количество игроков – 6–8 человек. Для игры каждый ее участник из веток тальника толщиной примерно 1 см. делал 5–6 колец диаметров 15 см и палку-кол длиной 90 см., толщиной 2–3 см (для нее использовались ветки сухостоя). Игроки вбивали свои колья на расстоянии 2–3 м от общей линии броска.

Игра с палочками

Игрок брал 20 палочек, подбрасывал их вверх и ловил тыльной частью кисти. Пойманные таким образом палочки он подбрасывал заново вверх, не меняя положения кисти, и ловил их уже пальцами. Условие такое: нужно поймать пальцами нечетное количество палочек (1, 3, 5 и т. д.). Если игрок выполнял условия игры, он откладывал в сторону одну палочку и продолжал игру. В случае неудачи (поймано четное количество палочек) палочки переходили к очередному игроку. Когда у кого-нибудь из игроков оставалась одна последняя палочка, он должен был поймать ее мизинцем и безымянным пальцем. Победителем становился тот игрок, которому удалось первому набрать 20 палочек или собрать их большее количество, чем другим игрокам. Если за первый кон игры победитель не определялся, то в следующем коне каждому игроку засчитывалось количество палочек, пойманных ранее. После установления победителя подсчитывалось количество палочек, набранных каждым игроком. Игрок, имеющий меньшее количество палочек, получал наказание за плохую игру – “горячее”: определялась разница между количеством пойманных палочек каждым игроком и проигравшим; после этого каждый игрок бил (слегка) по тыльной части кисти проигравшего палочкой столько раз, сколько составляла эта разница, т. е. число ударов равнялось числу разницы.

Прыжки на двух ногах

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. По команде судьи начинали прыжки, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь также на две ноги, стоящие на ширине плеч. Игрок, достигший финиша первым, становился победителем. Игра развивает прыгучесть, силу ног и спины, быстроту, ловкость.

Стрельба из лука

Дерево с широкой кроной (сосна). Один из игроков стрелял в крону дерева так, чтобы стрела застряла в ветвях. После этого участники игры по очереди старались выстрелами сбить эту стрелу на землю. Побеждал тот игрок, который первым сбивал стрелу. Игра развивала силу рук, ловкость, глазомер, воспитывала выдержку и настойчивость.

Заключение

Изучение истории родного края, хантыйских сказок и легенд, декоративно - прикладного искусства ханты и манси - все это способствует развитию интереса к культуре, традициям, обычаям своего народа. Познакомившись с играми и игрушками детей ханты и манси, я пришла к выводу, что у этих народов исторически сложился богатый опыт физического воспитания подрастающего поколения, включающий самобытные средства, формы и приемы, в котором мы усматриваем определенную системность. Результатом моей исследовательской работы стал буклет «Игры и игрушки детей ханты и манси».

В дальнейшем, я планирую познакомить детей с играми ханты и манси, надеюсь, что это вызовет интерес, и ребята попробуют поиграть в игры со своими сверстниками.

Куклы из шкурок белки

Список литературы

Игры детей обско-угорских народов // Под ред. Е. А. Немысовой. - СПб., 1999.

1. Федорова Н. Традиционная детская игрушка обских угров (кукла, олень) / Словацкие чтения-99. Тезисы докладов - Тюмень, 1999. - С. 227.

2. Бугаева АЛ. Традиционная педагогическая культура хантов и манси. - М., 1994.

3. Угорское наследие. Древности Западной Сибири. - Екатеринбург, 1994.

4. Детали жизни – «Югра», 2010, № 3, с. – 69.

5. «Югра», 2010, №3, с. 66-69.

6. Синявский Н. И., Власов В. В., Фынтынэ О. А. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: учебно-методическое пособие. – Ханты-Мансийск: ИПКИРО, 2003. – 83 с.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ СЕВЕРА

Олени и пастухи

Все игроки - олени, на головах у них атри­буты, имитирующие оленьи рога. Двое веду­щих - пастухи - стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с пет­лей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, уверты­ваясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута /

Ловля оленей

Играющие делятся на две группы. Одни - олени, другие - пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно толь­ко по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени ста­раются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Куропатки и охотники

Все играющие - куропатки, трое из них - охотники. Куропатки бегают по полю. Охот­ники сидят за кустами. На сигнал «Охот­ники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продол­жается: куропатки опять летают.

Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

Льдинки, ветер и мороз

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь , дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Х лопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал «Мороз!» вс е выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры . Выигрывают те дети, у кото рых в кругу оказалось большее число иг­роков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять дви­жения можно только по сигналу «Ветер!» пли «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или бы­стрый бег, боковой галоп и т. д.

Ручейки и озера

Иг роки стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала - это ручейки. На сигнал «Ру­чейки побежали!» все бегут друг за другом и разных направлениях (каждый в своей ко­лонне). На сигнал «Озера!» игроки останавли ваются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры. Бегать надо друг за дру­гом, не выходя из своей колонны. Строиться и круг можно только по сигналу.

Рыбаки и рыбки

Па полу лежит шнур в форме круга - это сеть. В центре круга стоят трое детей - рыбаков, остальные игроки - рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы ры­баки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Здравствуй, догони!

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстоя­ние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур - это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает пра­вую руку тому, с кем он стоял в паре, го­воря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» - и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят, друг к другу в гости.

Правила игры. Здороваться можно толь­ко правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-раз­ному: важно, не торопясь; радостно, впри­прыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.

Смелые ребята

Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)

- Вы смелые ребята?

- Смелые!

- Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, тр и (пауза). Кто смелый?

- Я! Я!..

- Бегите!

Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегаю­щих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.

Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от веду­щего. Ловить за шнуром нельзя.

Нарты-сани

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30-40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее при­бежит и не заденет нарты. Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.

Отбивка оленей

Группа играющих находится внутри очер­ченного круга. Выбираются три пастуха, они за кругом - это олени. По сигналу «Раз, два, три - отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он под­считывает отбитых оленей.

Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.

Полярная сова и евражки

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие - ев­ражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого буб­на евражки бегают на площадке, на гром­кий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отме­чают тех игроков, кто отличился большей вы­держкой.

Правила игры . Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Бег в снегоступах

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.

По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каж­дый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку коман­ды. Победителем считается та команда, ко­торая раньше закончит бег.

Правила игры . Игра проводится по прин­ципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

Оленьи упряжки

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой - каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, пере­ходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры . Преодолевая препятст­вия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вид характерен для бере­говых чукчей.

Важенка и оленята

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки).

На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею - оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно...

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставления мамины -

играющие оленята свободно бегают по тунд­ре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойман­ного олененка волк уводит с собой.

Правила игры . Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ло­вить только по сигналу и только вне до­мика.

На новое стойбище

Играющие становятся парами. В паре один - олень, другой - каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов - тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последова­тельности.

Правила игры . Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность со­храняется и после привала.

Перетягивание каната

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три - начни!» каждая команда старается перетянуть сопер­ника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике олене­водов.

Правила игры . Начинать перетягива­ние каната можно только по сигналу. Ко­манда, перешагнувшая черту, считается по­бежденной.

Волк и олени

Из числа играющих выбирается волк, остальные - олени. На одном конце площадки очер­чивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (кос­нуться). Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры . Выбегать из круга мож­но только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Белый шаман

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это бе­лый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. По­лучивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры . Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

Солнце

Играющие становятся в круг. Выбирают солн­це. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает:

Нянь-нянь (хлеб),

Кежи-кежи (нож).

Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие - нянь-нянь - берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуют­ся две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.

Правила игры . Выигрывают те пары, ко­торые придумали наиболее интересные фигуры.

Рыбаки

Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами.

Правила игры . Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

Ледяные палочки (Сюлы)

Каждый играющий подбирает себе палочку, которая должна быть выше его роста. Не­сколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлы в правую руку и стано­вится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит за спину, про­пуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает ее.

Правила игры . Сюлы должна лететь толь­ко в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит палочку. Если палка летит в сторону, то играющий выбывает из игры.

Тройной прыжок

На снегу проводится черта, играющие стано­вятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры . Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

В
арианты.
Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого пры­гают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.

Охота на волка

Охотник встает в 4-5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он дол­жен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.

Правила игры . Кидать мяч в волка сле­дует с заданного расстояния.

Ловкий оленевод

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 м от него. Пооче­редно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим счи­тается тот, кто большее число раз попадет в оленя.

Правила игры . Бросать мяч можно только с условного расстояния.

Охота на куропаток

Дети изображают куропаток. Они разме­щаются на той стороне площадки - тундры, где имеются пособия, на которые можно вле­зать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника.

Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобнов­ляется.

Правила игры . Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ло­вить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

Нанайская борьба

Играют парами на мате или на ковре. Играю­щие берут друг друга за плечи и борются, стараясь положить соперника на спину. Вы­игрывает тот, кто достиг цели, уложил про­тивника на лопатки.

Правила игры . Бороться можно только на мате или ковре, не сходя с него. Нельзя допускать грубых действий.

Борьба на палке

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Дер­жась за палку двумя руками и упираясь ступ­нями ног о ступни другого, начинают пере­тягивать друг друга. Выигрывает тот, кто пере­тянет соперника за черту.

Правила игры . Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять по­ложения ступней ног.

Успей поймать!

На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Веду­щий подбрасывает мяч вверх. Если мяч пой­мают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девоч­кам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры . Передавая мяч, нельзя ка­саться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.

Солнце (Хейро)

Играющие становятся вкруг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперёд – назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и выпрямляется (вытягивают руки в стороны)

Правила игры. Все игроки должны увёртываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Каюр и собаки.

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берёт за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного края шнура до другого.

Правила игры: Бежать можно только по сигналу. Выигрывает только та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия

Ловля оленя - "Вяркукота" Играют в загоне для оленей в зимнее время мальчики 10-14 лет. Количество играющих не ограничивается. Для игры отбирают из стада оленя. Каждый игрок держит в руках аркан. Один из играющих удерживает оленя руками за рога, остальные игроки окружают его на расстоянии 15-20 м. Игрок, удерживающий оленя, отпускает его, и тот начинает бегать между игроками, которые стараются броском аркана поймать его. Игрок, который первым ловит оленя, уводит его в сторону, освобождает от петли и направляет его в сторону других игроков, которые также стараются заарканить его. Побеждает игрок, которому удается заарканить оленя большее количество раз.

Борьба Оленей - "Кор велит" Игра проводится в то время, когда у оленей отпадают рога. Участники прикрепляют их верёвками к голове. Двое становятся друг против друга, упираясь рогами. Задача соперников заключается в том, чтобы сбросить друг друга с головы рога. Победителем признают игрока, который смог сбросить рога у большинства игроков. Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы мышц шеи и спины, ловкости; воспитанию настойчивости, смелости и решительности; обучению знаниям и навыкам, необходимым оленеводу. В этом возрастном периоде среди детей манси появляются и другие традиционные средства физического воспитания - самобытные физические упражнения, которые позволяли более, избирательно развивать те или иные физические качества, обучать разнообразным двигательным действиям.

Скользящее копье - "Наля" Играют только в зимнее время подростки и мальчики 10-14 лет, могут участвовать и взрослые мужчины. Игра проходит на участке дороги или реки, припорошенном свежим снегом. Количество игроков - от 2 до 10 человек. Для игры изготавливают копье из целой сосенки, растущей в низине, возле реки. Длина копья - 1,5 м, диаметр в носовой части - 2-3 см, в хвостовой части - 1,5 см. Носовая часть копья обычно закруглена. Копье тщательно зашкуривается и очищается от неровностей. Перед игрой его 2-3 раза опускают в прорубь, чтобы на его поверхности образовалась ледяная корка. Метают копье только в рукавицах. Команды проводят поперек дороги две черты на расстоянии 30-40 м одна от другой. Игроки располагаются за своей чертой напротив друг друга. Игрок одной из команд по жребию или договоренности начинает метать копье в сторону противников. Он становится лицом к черте, берет копье за середину и, делая небольшой замах назад, посылает копье вперед так, чтобы оно, упав плашмя на снег, заскользило прямо вперед в сторону противника. Игроки же противоположной команды должны остановить копье у своей черты, наступив на него ногой. Если им удается это сделать, они метают копье в обратном направлении. Если им не удается остановить копье, они должны отступить назад на то расстояние, которое копье проскользило за их чертой. Противоположная же команда выдвигается вперед на это же расстояние. Перед игрой участники заранее обговаривают границы игровой площадки, до которых необходимо продвинуться командам, чтобы победить в игре. Побеждает команда, которой удается вытеснить противников заграницы. Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы рук, плечевого пояса, глазомера; воспитанию выдержки и самообладания; обучала знаниям и умениям, необходимым охотнику.

"Охотники на лебедей" - "Тятпэйнта" Играют в летнее время во время пути к месту охоты на лебедей. Участвуют молодежь и взрослые мужчины. Количество игроков не ограничивается. Каждый участник игры имеет свою лодку (облас). Цель игры - как можно быстрее достичь того или иного места, где обычно обитают лебеди. Для этого необходимы прекрасное знание местности, сила, ловкость, выносливость, быстрота, поскольку лодку иногда приходится тащить по песку или нести на себе. Стартуют с одного берега реки или озер одновременно. После старта каждый участник устремляется к цели - озеру, реке, где обитают лебеди. Для этого он должен выбрать наиболее приемлемый для него маршрут, т. е. если он хорошо умеет грести веслом, то выбирает путь, где чаще всего встречаются реки, озера; если же он может быстро тащить лодку по песку, то он выбирает путь, где чаще всего встречаются безводные участки. Побеждает игрок, которому быстрее всех удается достичь цели.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию выносливости, ловкости; воспитанию выдержки, самостоятельности; обучению знаниям и навыкам ведения охотничьего промысла.

Стрельба из лука на меткость - "Пявсукохома" Играют в летнее время возле домов мальчики 10-14 лет. У каждого из игроков имеется лук со стрелами. Длина лука - 1,5 м, диаметр - 3 см. Кроме этого изготавливаются стрелы длиной 60 см, толщиной 1 см. На конце стрелы имеется утолщение в форме цилиндра диаметром 3 см. Для игры выбирают дерево с пышной кроной (сосну, кедр). Один из игроков по договоренности пускает стрелу так, чтобы она застряла в ветках дерева. Тем самым она становится мишенью. Затем следующий игрок старается своей стрелой сбить стрелу-мишень с веток. Если ему не удается это сделать и его стрела застревает в ветвях, она тоже становится мишенью для игроков. Третий игрок пытается сбить уже две стрелы и т. д. Игрок, которому удается сбить хотя бы одну стрелу, получает ее в дополнение к имеющимся. Следует отметить, что игроки стараются попасть в утолщение на конце стрелы, иначе она может сломаться; впрочем, это не запрещается правилами. Победителем становится игрок, которому удается первому сбить все застрявшие стрелы.

Прыжки с шестом - "Пям нятьмаш хамулкама" Играют на берегу реки, на песке мальчики от 9 до 12 лет. Количество игроков - 5-10 человек. Для игры из елки, березы, сосны изготавливают шесты длиной до 2 м, диаметром 5-6 см. Их тщательно очищают от сучьев и неровностей. Кроме того, на песке проводят линию, от которой производятся прыжки. Игрок ставит шест на линию, берется за его верхнюю часть правой рукой. Левой рукой игрок берется за шест на 50 - 60 см ниже. Затем он отступает от линии на 1,5-2 м, наклоняет шест под углом 50 - 60° так, чтобы верхний конец шеста уперся в плечо и, оттолкнувшись двумя ногами от земли, подтягивается на шесте с помощью рук. В прыжке игрок вытягивает ноги вверх, стараясь улететь как можно дальше вперед. Длина прыжка замеряется по ближней по отношению к стартовой линии точке. Затем прыгает следующий игрок и т. д. Побеждает игрок, которому удается прыгнуть дальше всех остальных участников игры.

Игра с юлой - "Конат" Играют дети от 5 до 9 лет и взрослые, которые таким образом стараются быстрее усыпить детей. Количество игроков - 2-3 человека. Играют на полу или на столе. Для игры из любого дерева изготавливают диск диаметром 4-5 см, толщиной 1,5-2 см. В центре диска просверливают дырочку диаметром 5-10 мм. Кроме этого, изготавливают палочку длиной 12 см, диаметром 5-10 мм. Концы палочки заостряют. Затем палочку вставляют в центральное отверстие диска так, чтобы нижняя часть палочки была длиной 1,5-2 см, а верхняя - 10 см. Кто-нибудь из старших раскручивает юлу так, чтобы появилась иллюзия, что она стоит на месте, и при этом приговаривает: "Конат! Конат!" ("Спать! Спать!").

Вариант игры . Могут вращать юлу, перевернув ее основанием вверх, т. е. она должна вращаться на длинной части палочки. Но это гораздо сложнее сделать.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию подвижности кисти, точности движений; воспитанию выдержки и терпения.

"Тройной прыжок" - "Хамунлухма" Состязание проходит в летнее время на ровных площадках. Участники - мальчики 10-14 лет и часто взрослые. Количество участников не ограничивается. Перед началом состязания на песке проводят линию, от которой выполняются прыжки. Первый игрок встает как можно ближе к линии, не наступая на нее. Ступни ног должны быть вместе, носки направлены вперед. Сгибая ноги в коленях и убирая руки назад, игрок за счет быстрого разгибания ног в коленях и одновременного маха руками вперед-вверх выпрыгивает вперед. После этого он должен приземлиться на одну ногу и, сразу оттолкнувшись ею и вынося колено другой ноги вперед, приземлиться на две ноги. Затем он, оттолкнувшись двумя ногами, прыгает последний раз, чтобы приземлиться на две ноги. После этого кто-нибудь из участников проводит линию на месте его приземления (по последней точке касания относительно места отталкивания). Затем поочередно прыгают остальные участники. Побеждает тот участник, которому удается прыгнуть дальше всех.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию прыгучести, силы ног, ловкости, координации движений; воспитанию настойчивости, смелости, решительности.

Метание аркана на носы нарт - "Кану пыимана вялкулолкма"

Состязаются в зимнее время мальчики от 5 до 7 лет. Количество участников не ограничивается. Ездовые нарты (6-7 шт.) устанавливаются на расстоянии 1 м друг от друга в один ряд. Для игры необходимы также арканы. Один из участников состязания от заранее проведенной черты выполняет бросок аркана, стараясь захватить петлей аркана носы нарт. Если игрок захватывает петлей оба носа нарты, он в этом случае получает 1 очко, если ближний к себе нос - 2 очка. Если ему удается попасть на дальний нос нарты, он зарабатывает 3 очка. Затем броски поочередно выполняют другие участники. Выигрывает тот игрок, которому удается набрать наибольшее количество очков.

Вариант игры . Участники метают арканы на спор, стараясь попасть на носы второй и третьей нарт.

Педагогическое значение упражнения: упражнение способствовало развитию силы рук, гибкости позвоночника, ловкости; воспитанию настойчивости и смелости.

Метание аркана на хорей - "Вялкулолкма" Состязаются в зимнее время мальчики 7-13 лет и взрослые. Приезжают на стойбище, распрягают оленей и начинают состязаться. Количество участников не Участники состязания поочередно становятся боком к хорею так, чтобы ближняя к хорею нога находилась на расстоянии 50 см от него. Игроки отматывают только необходимую по длине часть аркана для метания на верхушку хорея; оставшуюся часть они прижимают к земле ближней к хорею ногой. Затем броском руки снизу через сторону они бросают аркан вверх так, чтобы тот зацепился петлей за верх хорея или охватил верх хорея.

Варианты игры: 1. Участник бросают арканы из трех попыток. 2. Участники бросают до попадания, т. е. если участник мажет, он продолжает бросать до попадания. 3. Все участники становятся одновременно боком к хорею по кругу на расстоянии 50 см от него и поочередно выполняют броски. Побеждает участник, который наиболее метко бросает аркан в цель ограничивается. Для состязания в снег втыкают хорей. Каждый участник имеет аркан. традиционный культура манси состязание

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы мышц шеи и спины, ловкости; воспитанию настойчивости, смелости и решительности; обучению знаниям и навыкам, необходимым оленеводу.

Стрельба из лука на дальность - "Лукитена найтулахама"

Состязаются летом на открытом месте (большой лесной поляне, дороге) мальчики и взрослые мужчины. Для состязания изготавливают лук из комлевой части сосны или кедра эллипсовидной формы длиной 1,5 м, диаметром 3 см. Тетиву изготавливают из оленьих жил или капроновой нити. Стрелы изготавливают из этого же дерева. Длина стрелы - 70 см, окружность - 1 см. Участники встают напротив друг друга на расстоянии 60-100 м и поочередно выстреливают стрелы вперед-вверх в сторону соперника. Если стрела не долетает до стоящего напротив участника, он подходит к упавшей стреле, а стрелок, выстреливший стрелу, отступает на это расстояние назад. Участник, подобравший стрелу, выстреливает ее в сторону соперника, стараясь заставить его отступить назад, и т. д. Побеждает тот, кому удается оттеснить соперника на большее расстояние.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию ловкости, точности движения, глазомера; воспитанию настойчивости, целеустремленности.

Состязание в изготовлении рыбацкого запора - "Четяха" Состязание проводится в летнее время на ровной площадке. Участвуют мальчики и взрослые мужчины. Количество участников - 4 человека. Для состязания специально подбирают бревно длиной 1,5 м, диаметром 50 см и делят его на четыре части. Кроме того, каждый участник имеет топор, клин и бревно, на котором будут изготавливаться рейки для запора. По команде судьи все участники начинают расщеплять свои части бревна на рейки - "жала". Для этого необходимо знать строение бревна (южная или северная сторона ствола и т. д.); кроме того, требуется хорошо отточенный топор. Побеждает участник, который быстрее и качественнее изготавливает "жала" для рыбацкого запора.

Вариант игры. В игре участвует большее количество игроков. Победителем становится тот участник состязания, который наколол большее количество "жал" с меньшим количеством отходов.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы ног, рук, ловкости, быстроты, координации движений; воспитанию настойчивости.

Баба" - "Течан" Играют в летнее время на лесных полянках недалеко от жилья подростки 14-15 лет и взрослые. Количество участников не ограничивается. Для состязания заранее изготавливают так называемые "бабы" - колотушки различной формы (обычно из березы, кедра). "Бабы" состоят из ручки и чурбана. Вес "бабы" - от 10 до 30 кг. Изготавливают также колья длиной 1 м, диаметром 10-15 см, которые на конце заостряются. Участник берет "бабу", слегка забивает кол в землю; затем по команде судьи начинает забивать кол в землю до самого конца. Судья подсчитывает количество ударов, которые потребовались участнику, чтобы забить кол в землю. Затем в борьбу вступает следующий игрок и т. д. Побеждает тот, кому удается забить кол за меньшее количество ударов.

Вариант игры. Состязаются две команды. Предварительно на кольях делают зарубки на определенной высоте, до которых необходимо забить колья. Два игрока одновременно забивают колья, следующая пара игроков вытаскивает их из земли, затем в борьбу вступает следующий игрок и т. д. Побеждает тот, кому удается забить кол за меньшее количество ударов.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы, ловкости, выносливости; воспитанию самостоятельности и инициативности; обучению знаниям и навыкам оленевода, промысловика.

Игра с кольцами - "Кусан юх" Играли в эту игру летом в лесу на полянках мальчики и девочки. В игре принимало участие 6-8 человек. Для игры из веток тальника толщиной примерно 1 см изготавливали 5-6 колец диаметром 15 см и палку (кол) длиной 90 см, толщиной 2-3 см, для чего использовали ветки сухостоя. Каждый игрок вбивал себе кол на расстоянии 2-3 м от линии броска. Игроки становились у линии напротив своих кольев, держа в руке все кольца, и старались по одному набросить их на колья. Тот, кто набрасывал на свой кол больше колец, становился победителем и считался самым метким и ловким игроком.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию глазомера, точности броска, ловкости; воспитанию выдержки и настойчивости.

Игра с диском - "Корки мэнру санрам"

Играли обычно в сосновом бору. Для игры из дерева (лучше молодой сосны) выпиливали диски диаметром от 16 до 30 см, толщиной 1,5-2 см. Перед игрой расчищали площадку шириной 2 м, длиной 10-15 м, а также проводили линию на земле, от которой в дальнейшем производились броски. Игрок вставал перед чертой и поочередно бросал диск так, чтобы он прокатился вперед как можно дальше. На месте падения диска делались отметки (клали ветку, камешек и др.). Побеждал тот игрок, чей диск укатывался дальше.

Традиционные спортивные игры детей хантов не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в лесу нельзя быть никому обузой.

Весь уклад хантыйской или мансийской семьи определялся основным занятием отца – охотой, рыболовством и оленеводством. Одним из главных средств воспитания детей является игра, она отражает действительность. Игры детей ханты и манси, направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в лесу нельзя быть никому обузой.
Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное отношение к лесам, водоемам, живым существам. Игры детей в основном проходят в лесу. Игра практически всегда имитирует промысловую и бытовую деятельность взрослых. Прежде всего, это стрельба в цель из лука. Для игры в охотников используются также старые ловушки, капканы, черканы, небольшие слопцы, петли. Эти игры направлены на развитие физических качеств.
Младшие дети играют в прятки. Зимой дети роют ходы и прячутся в них. Такие игры развивают ловкость, находчивость, быстроту реакции. Прыгают через обласа, нарты, а также с шестом в высоту. Дети принимали участие в состязаниях с взрослыми: в беге на лыжах, скоростной езде на обласах, разных видах борьбы, перетягивание веревки или палки, стрельбы из лука и ружья.
Стрельба из лука
Дерево с широкой кроной (сосна). Один из игроков стрелял в крону дерева так, чтобы стрела застряла в ветвях. После этого участники игры по очереди старались выстрелами сбить эту стрелу на землю. Побеждал тот игрок, который первым сбивал стрелу.
Игра развивала силу рук, ловкость, глазомер, воспитывала выдержку и настойчивость.
Прыжки на одной ноге
Все участники становились на лини и старта, принимали исходное положении – стоя на одной ноге. По команде судьи игроки начинали скакать, стараясь как можно скорее преодолеть дистанцию. Кому удавалось это сделать первым, тот и становился победителем. Смена ног во время прыжков запрещалась.
Игра способствовала выработке прыгучести, прыжковой выносливости, ловкости.
Прыжки на двух ногах
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. По команде судьи начинали прыжки, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь также на две ноги, стоящие на ширине плеч.. Игрок, достигший финиша первым становился победителем. Прыгучесть, сила ног и спины, быстрота, локость.
Заячьи следы
Летом – на песке, зимой – на снегу.
Перед игрой на снегу иди на песке делали отметки, обозначающие следы зайца, расстояние между которыми зависело от пола, возраста и физической подготовки играющих.
Один из игроков становился в первый «след зайца», т.е. принимал исходное положение – стоя, ноги врозь. Затем он оттолкнувшись двумя ногами, должен был точно приземлиться в следующий след, но уже на одну ногу, далее надо было оттолкнуться этой ногой и приземлиться на обе ноги в следующий след и т.д. Победителем становился тот, кто точнее всех прыгал по «заячьим» следам.
Часто эту игру усложняли: увеличивали расстояние между следами, запутывали их, изменяя направление и т.д. Игра способствовала развитию силы ног, прыгучести, координации движений, ловкости.
Игра с кольцами – Кусанг юх
Кол-во игроков – 6-8 человек. Для игры каждый ее участник из веток тальника толщиной примерно 1 см. делал 5-6 колец диаметров 15 см. и палку-кол длиной 90 см., толщиной 2-3 см (для нее использовались ветки сухостоя). Игроки вбивали свои колья на расстоянии 2-3 м. от общей линии броска.
Затем они становились у линии напротив своих кольев, держа в руках кольца, и начинали набрасывать их по одному на колья. Кто больше набросил колец на свой кол, тот становился победителем и считался самым метким и ловким игроком. В игре вырабатывались глазомер, точность броска, ловкость.
Борьба «Хон» (Ямгорт)
Две команды. Выбирали самого ловкого и сильного, которого называли хон.
Борцы разбивались попарно и становились напротив друг друга. Первыми начинались бороться самые младшие и слабые. Чтобы победить соперника необходимо было припечатать его спиной к земле. Тот, кто выигрывал поединок, получал одно очко. Далее таким же образом боролись следующие пары, и в самую последнюю очередь – «князья». В конце подсчитывались очки. Во время борьбы запрещалось ставить подножки.
«Хон-ики» (Овгортский вариант борьбы)
Князь не участвовал, а следил за соблюдением правил борьбы. Самые младшие состязались первыми. Победитель из первой пары боролся затем с победителем из второй пары и т.д. до последнего борца. Если же он проигрывал победителю из второй пары, то в борьбу вступал борец из его же команды, из второй пары, т.е. в этом варианте один борец мог победить всю команду противника.
Ванзеватский вариант борьбы
Перед состязанием «князь»- «хон». Две команды. Один из борцов обращался к князю со словам: Хон нянь вохс, хон сул вохс (Князь хлеб просил, князь соль просил). «Князь отвечает: «Нянь вюя, сул вюя» (Хлеб бери, соль бери). После этого начиналась борьба. Правила были такие: боролись в охотничьих поясах, можно было применять подножки и броски. Цель поединка – свалить противника на землю так, чтобы он коснулся ее лопатками.
«Кольм» (ваховские ханты)
На расстоянии 10 метров две параллельные черты. Играющие делились на две команды. Борцы вставали попарно между этими линиями. По команде судьи соперники сходились и начинали борьбу: каждый старался обхватить своего напарника, поднять и перенести или перетащить за свою черту. Команда, перетянувшая на свою сторону больше игроков – побеждала.
Вариант сургутских хантов
Перед состязанием выбиралось пять сильных мужчин.
С этими пятью борцами вступали поочередно в борьбу все участники медвежьих игрищ. В случае поражения кого-либо из сильной пятерки (кроме самого сильно) он выбывал из игры. Во время борьбы разрешалось применять любые приемы (даже болевые). Цель этого состязания победить самого сильно борца.
Борьба ногами лежа на спине (сургутские, казымские ханты)
Соперники ложились рядом на спину головами в разные стороны, захватив друг друга соприкасающимися локтями, сцепляли пальцы рук на груда. Каждый поднимал одну ногу вверх ближайшей к сопернику стороны и выполнялся захват ногами. Вторая нога должна была лежать прямо на земле (на полу). Во время борьбы соперники старались выпрямленной вверх ногой перевернуть друг друга. При этом расцеплять пальцы рук запрещалось.
Другой вариант
Также ложились, захватывали друг друга руками, а другую руку вытягивали вдоль туловища. Затем они сцепляли поднятые вверх как в предыдущем варианте ноги, второй ногой упирались пятками в пол (землю). По команде соперники старались перевернуть друг друга через голову.
Перетягивание палки «Талты юх»
Два игрока садились на пол или землюнапротив друг друга и,вытянув ноги вперед, упирались друг в друга ступнями ног, а руками брались за палку. По команде судьи игроки начинали тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от земли (пола). При этом нельзя было сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживал борьбы и расцеплял пальцы, то он считался побежденным. Победитель состязался со следующим игроком. Состязание продолжалось до выявления победителя среди всех его участников.
Казымский вараинт: коллективная игра
Между игроками, держащими палку, проводили черту. За ними выстраивались остальные игроки, обхватив друг друга за талию. По сигналу судьи команды начинали состязание, цель которого была перетянуть впереди стоящего игрока за черту на свою сторону.
Перетягивание веревки (сургутский вариант)
Для игры использовалась веревка длиной 1,5 – 2 метра, толщиной 2-3 см.
Соперники, сев на пол (землю) упирались друг в друга ступнями выпрямленных ног. Каждый из них наматывал на одну руку веревку. По команде они начинали тянуть веревку так, чтобы оторвать от пола (земли) соперника. Блестящей победой считалось перебросить соперника через себя. С победителем садился состязаться следующий игрок.
В другом варианте один игрок состязался сразу с двумя-тремя игроками.
«Талты кел» (казымские ханты)
Два игрока сидились на землю (пол) и упирались друг в друга ступнями прямых ног. Остальные игроки садились за ними на колени друг за дружкой. Затем все игроки обеих командр брались за веревку. По сигналу, игроки начинали тянуть веревку на себя. Состязание продолжалось до тех пор, пока кто-то из впереди сидящих игроков не вставал, потянув за собой остальных.
Ваховский вариант
Два игрока вставали напротив друг друга, упирались одной ногой в брусок, лужащий между ними, и брались руками за веревку. По команде старшего или одного из соперников игроки начинали тянуть веревку на себя, стараясь перетянуть на свою сторону друг друга. Победитель состязался со следующим игроком. Лучшим признавался тот, кто перетянул большее количество игроков.
Другой вариант:
Два игрока против двоих. Первый наматывал веревку на руку, а второй перекидывал ее через плечо.
«Выдра» (Казым) — перетягивание ремня, надетого на шею
Два соперника вставали друг против друга на четвереньки. Им на шею надевали ремень и они пытались сдвинуть друг друга с места.
Другой вариант: (Казым)
Для игры брали ремень из оленьей упряжки длиной 2 метра. Два игрока садились и упирались друг в друга ступнями выпрямленных ног, надевали на шею ремень и по команде начинали тянуть ремень каждый на себя, стараясь оторвать соперника от земли (пола). Если удавалось это сделать на место побежденного садился другой игрок. Побеждал тот, кто поочередно перетянул всех участников игры.
Следующий вариант:
Вставали на четвереньки напротив друг друга и старались перетянуть соперника за черту, проведенную между ними.
Перетягивание пальцами
Доска длиной 1,5-2 метра, шириной 35-40 см., толщиной 2-3 см.
Два игрока садились напротив друг друга, упирались ступнями выпрямленных ног в доску и сцеплялись большими пальцами рук. По команде они начинали тянуть друг на друга так, что соперник оторвался от пола (земли). Если кто-то из игроков не выдерживал и отцеплял палец, он считался побежденным. Затем победитель состязался со следующим из участников игры. (Можно поочередно всеми пальцами)
Другой вариант (Казым).
Веревочная петля длиной 50-70 см.
Два игрока садились и упирались друг в друга прямыми ногами, ступня в ступню. Затем они брались за веревочную петлю, натягивали ее и по сигналу начинали тянуть петлю на себя, стараясь поднять соперника с пола (земли). Игрок выпустивший петлю, проигрывал, а с победителем состязался следующий игрок.