Карты для работы психолога. Психологические карты

«Мне трудно открываться перед людьми, - признается 29-летняя Евгения. - Я пришла к психологу, но не могла заставить себя говорить. Тогда он выложил стопку карточек с пейзажами и предложил рассмотреть их. Некоторые мне понравились, я отложила их в сторону. Психолог спросил, почему я выбрала именно эти. Постепенно я разговорилась…» Эти карты - особые, не игральные и не гадальные.

«Их называют метафорическими или ассоциативными, - объясняет психолог, директор издательства «Генезис» Екатерина Мухаматулина, - потому что представленные на них образы становятся зримой метафорой наших ценностей, страхов, желаний или связаны ассоциативно с нашим внутренним опытом. Другое название - терапевтические карты, поскольку их используют в своей работе психологи».

Индивидуальный смысл

На фотографии - вечерняя пустынная улица, освещенная редкими фонарями. «Это образ одиночества, - считает 32-летняя Анна, - так вот и я бреду по жизни одна, без спутников, и уже начинает темнеть, и это пугает меня». Совсем по-другому воспринимает это же изображение 45-летний Иван: «Трудовой день заканчивается, и можно наконец отдохнуть, пройтись по городу, и никто меня не будет дергать», - объясняет он свой выбор.

Метафорические карты - это не психологический тест, хотя в работе с ними, как и во многих тестах, также задействован механизм психологической проекции. В чем же различие?

«В тест набор всех возможных результатов заложен еще до того, как мы приступили к его выполнению, - объясняет создатель нескольких колод метафорических карт, психолог Галина Кац. - Пройдя тест, мы в итоге получаем готовый вывод о нашем характере, способностях или состоянии, это уже зависит от цели тестирования. С картами все иначе. Выбор той или иной карты сам по себе ничего не говорит. Здесь нет готовых результатов, есть процесс: мы предполагаем, вносим уточнения, размышляем и постепенно углубляемся в смысл».

Этот путь можно проделать самостоятельно либо вместе с психологом, задача которого в этом случае - двигаться вместе с нами, не забегая вперед.

Снизить тревожность

Почти все, кто пришел к психологу впервые, испытывают в той или иной степени беспокойство. Непросто сразу довериться другому человеку, к тому же пока малознакомому. Непросто говорить о проблемах, которые пугают или вызывают чувство стыда. Гораздо легче начать с обсуждения картинки, ведь тогда можно побыть какое-то время в тени. Говорить не о себе, а об изображении и контролировать меру своей откровенности. Это особенно ценно для тех, кому трудно находиться в центре внимания.

«Многие готовятся к неприятному или трудному разговору с психологом, а разглядывать картинки - это простая деятельность, в которой никто не может потерпеть неудачу, поэтому напряжение быстро спадает», - замечает Галина Кац.

Карточки можно задействовать в любой момент, когда клиент испытывает тревогу и появляется необходимость помочь ему почувствовать себя в безопасности.

Найти путь к важным темам

Немногие заранее знают, к какому результату они хотели бы прийти в ходе психотерапии. Некоторых приводит в кабинет неясное чувство неудовлетворенности. В чем его причина, откуда оно возникло и что именно хотелось бы в жизни изменить - эти вопросы могут стать началом психотерапевтической работы. Взяв в этот момент в руки колоду, можно подобрать символические изображения «как есть сейчас» и «как я хочу, чтоб было», сделав их видимыми.

«Мы живем в визуально-ориентированной культуре, - подчеркивает психолог Галина Кац, - поэтому зрительные образы легче воспринимаются и служат отправной точкой для разговора. Если бы мы больше слушали музыку, наверное, могли бы обращаться к мелодиям. Но нам привычнее смотреть. Поэтому мы предлагаем картинки, которые пробуждают воображение».

Метафорические карты помогают не только в начале психологической работы. Они позволяют затронуть табуированные или трудные для обсуждения темы, такие как насилие или инцест.

«Многим клиентам проще показать соответствующую карточку, чем назвать словами то, что с ними произошло», - замечает Галина Кац.

Например, клиентка не может произнести вслух: «отец бил меня», но она выбирает карточку с изображением замахнувшейся руки. Затем с помощью психолога находит в себе силы описать все, что случилось. Так благодаря метафорическим картам снимается запрет на высказывание, и чувства наконец находят свое выражение.

Для разных целей

Некоторым нравятся карточки с конкретными изображениями (дом, яблоко), другим удобней работать с абстрактными образами. Предпочтения зависят от привычек мышления и восприятия. Психологи часто предлагают клиенту несколько наборов на выбор. Например, колода из двух частей: карты покрупнее изображают разные тела, мужские и женские, в домашней или официальной одежде или обнаженные, а на картах размером поменьше размещаются… головы. Можно выбрать тело и приставлять к нему разные головы. Или наоборот.

Получаются странные, иногда фантастические комбинации - на женском теле, облаченном в домашний халат, курчавая голова негритенка. Эти существа-гибриды обретают смысл в контексте психологической жизни клиента. «Голова может символизировать разум или совесть, - поясняет Галина Кац, - а тело - желания, физическую жизнь».

Есть другие наборы карточек, например колода, подходящая для разговора о детстве. На одной карточке - ребенок держит за руки обоих родителей, на другой выглядывает из-под крышки большого сундука. Эти колоды подходят для работы и со взрослыми, и с детьми. Специально для детей созданы колоды с крупными, яркими и более простыми рисунками. Они помогают детям осваивать социальные навыки: быть дружелюбным; задавать вопросы; просить другого перестать, если тот делает нечто неприятное...

Есть «Коуп-колода» («cope» по-английски «преодоление»), созданная для работы с травмами. Она делится на две части: половина карт изображает травмирующие ситуации, например физическую травму. Вторая половина показывает разные ресурсы для преодоления: поддержка друзей, творчество. С их помощью можно рассказать о том, как мы обычно справляемся с трудными ситуациями, и найти новые, еще не задействованные, возможности.

Как выбрать

Если мы подбираем метафорические карты для себя, для размышлений, медитации или обсуждения с друзьями, то выбор зависит от цели и от нашего вкуса. Здесь все имеет значение - и тематика (например, набор «Окна и двери» подходит для размышления над способом взаимодействия с внешним миром, а «Пути-дороги» - для осмысления жизненных путей), и цветовая гамма, и даже то, матовые карточки или глянцевые.

«Глянец многие воспринимают как нечто более радостное и оптимистическое, - замечает Екатерина Мухаматулина, - но есть и те, для кого он символизирует отстраненность, это как бы «чужая жизнь». Сейчас в издательстве «Генезис» можно купить некоторые наборы в двух вариантах, матовом и глянцевом. Однако профессионалы предпочитают матовые, они больше подходят для психологической работы».

А если мы собираемся обратиться к психологу? «В этом случае выбирать нужно не карточки, а специалиста, который с ними работает, - подчеркивает Галина Кац. - Карточки сами по себе только вспомогательное средство, они не метод психотерапии, а только ее инструментом». При этом они универсальны, их используют психологи, практикующие самые различные подходы, от юнгианского до когнитивного.

Давайте поиграем

С помощью этих карт можно играть. Вот только проигравших не будет, все выиграют.

Рассмотрим для примера игру «К вашему несчастью». Игроки берут из колоды равное количество карточек, обычно 5–7. Первый выбирает из своих одну и быстро придумывает рассказ «по картинке», адресуя его другому игроку и начиная со слов «к вашему несчастью».

Например, карточка с драконом может послужить основой для такого зачина: «К вашему несчастью, за вами гонится страшный дракон, он хочет вас съесть».

Задача другого игрока - «покрыть» предъявленную карточку одной из своих, сопроводив ее счастливой развязкой, которая начнется со слов «к моему счастью».

Например, «дракона» покрывает «озеро»: «К моему счастью, я умею плавать, а дракон не умеет. Я ныряю в озеро и оказываюсь в безопасности».

Следующий ход может развивать этот сюжет или начать новый. Другие игроки могут помогать «нападающему» или «счастливчику» - здесь простор для фантазии.

«Такая игра стимулирует изобретательность, тренирует навык быстро находить выход из ситуации, - объясняет Галина Кац, - а также позволяет выразить агрессию в игровой, необидной форме. В «ваше несчастье» хорошо играть в семье или с коллегами, потому что в любой группе почти всегда присутствует скрытая агрессия». А игра помогает снять возникающее из-за этого напряжение.

Подробную информацию о метафорических картах можно узнать на сайтах издательства «Генезис» и психологического центра «Креативный мир» .

Альфия Байгускарова

Цель : познакомить педагогов со способами применения метафорических ассоциативных карт в работе педагога - психолога .

Задачи :

Ознакомить с понятием «» ;

Рассмотреть продуктивные формы и методы работы с метафорическими ассоциативными картами ;

Провести с педагогами несколько вариантов работ с метафорическими ассоциативными картами ;

Повышать интерес педагогов к нетрадиционным методам в работе с детьми

Оборудование : мультимедийный проектор, 3 колоды карт :

1. «Я и все – все- все»

2. «Из сундука прошлого»

3. «PERSONITA»

Раздаточный материал : буклеты

План проведения мастер- класса :

1. Вводная и теоретическая часть.

2. Практическая часть .

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход проведения

1. Вводная и теоретическая часть

"Добрый день, уважаемые педагоги ! Я рада приветствовать вас в нашем уютном зале. Хочу вас сегодня познакомить с метафорическими ассоциативными картами (МАК) . Популярность метафорических карт растет с каждым годом. Их существует большое количество, как для взрослых, так и для детей. Карты – это психологическое зеркало, отражающее состояние и проблемы не только взрослых, но и детей, с которыми я работаю . Карты – это всего лишь инструмент в работе психолога . Они обладают многими достоинствами :

Помогают вывести на поверхность глубинные переживания;

Проявление фантазии, работа с внутренним состоянием человека;

Открывают перспективу.

МАК в первую очередь работает с нашим подсознанием. К сожалению, осознанного в нашей жизни очень мало, только 4% и 96% - это информация, которая хранится в глубине нашего подсознания. МАК помогают получить ответы из глубин подсознания, а главное не травмируя человека.

Диапазон областей, где обращение через МАК к воображению, фантазии и потоку ассоциаций может оказаться весьма эффективным и полезным, весьма широк, вот некоторые из них :

Коммуникационные игры и тренинги;

Создание положительной (безопасной) обстановки, в которой может осуществляться коммуникация и обмен мнениями без оценочных суждений;

Тренинг позитивного мышления;

Развитие интереса к самоизучению и саморазвитию;

Актуализация личностного роста;

Коррекция и терапия межличностных отношений;

Терапия супружеских отношений;

Терапия детско-родительских отношений;

Помощь в разрешении конфликтов;

- работа с линией времени , моделирование и исследование любых процессов

в прошлом и будущем;

Реабилитационная работа ;

- проработка и терапия травм ;

- работа с посттравматическим синдромом;

Помощь в преодолении стрессов;

- проработка и терапия страхов ;

- работа с психосоматическими явлениями;

- работа со сновидениями и фантазиями;

Развитие творческого потенциала детей и взрослых;

В своей работе я их использую при проведении тренинговых занятий с детьми, родителями и педагогами на развитие коммуникативных качеств, а так же развитие творческого потенциала детей и взрослых. А также в индивидуальном консультировании, проработке и терапии страхов .

2. Практическая часть

Как же они работают ?

Карты «Персонита» предлагают нам с помощью игры взглянуть на жизнь глазами других людей, таким образом, обучая навыкам толерантности к чужим взглядам и убеждениям. Эти карты я применяю в работе с педагогами и родителями .

Карты «Из сундука прошлого» могут использоваться в консультации , психотерапии, в групповой индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Они, прежде всего, направлены на выявления детско-родительских отношений.

В работе с детьми я использую набор карт Камиллы Крюгер «Я и все-все-все» . Персонажи этого комплекта – дети. С помощью данных карт мы можем решить любую проблему, которая волнует ребенка. Образы карт помогут обойти защитные барьеры ребенка, которые мешают ему развиваться.

Варианты работы с картами .

«Расскажи историю.

Эта процедура может быть использована на первом этапе индивидуальной работы с ребенком для установления контакта. Психолог предлагает ребенку выбрать карту , которая больше всего понравилась, и сочинить по ней историю.

Психолог в данном случае оказывает на ребенка и сочиненные им истории минимальное воздействие. Его основные задачи сводятся к созданию позитивной мотивации на работу , к анализу выбранной карты и созданной на ее основе истории.

«Страх уходи!»

Ребенок выбирает карту , персонаж которой ему кажется самым смелым – тем, кто не боится того, чего боится он сам. Далее ребенок сочиняет о персонаже историю, в которой ребенок может описать, как бороться со страхом. Другой вариант, когда ребенок выбирает два персонажа, один назначается трусишкой, другой смельчаком. Смельчак рассказывает трусишке, как перестать боятся.

«Нарисуй продолжение»

Игра может быть использована в тренингах для развития креативности и гибкости мышления. Ведущий или один из участников выбирает наугад одну карту , которая будет основой для работ всех участников . В обоих случаях после завершения творческого этапа имеет смысл создать галерею работ - так их будет удобнее рассматривать и – при необходимости - обсуждать.

Что изображено на карте ?

Кто является главным действующим героем изображенной истории?

Чем история началась и чем закончилась?

Кто я на этой картинке ?

Что она для меня означает?

Они созданы для того, чтобы вам было легче было установить контакт с клиентом, помочь ему проявить себя, поскольку карточки это не методика работы , а средство взаимодействия с клиентом.

Таким образом, МАК помогают работать с подсознанием ребенка. Раскрывают внутренние проблемы детей, помогают бороться со страхами при этом, не оказывая травмирующего воздействия на психику. Карты помогают выявить внутренние проблемы и переживания испытуемого.

Использованная литература

1. Канц Г. Метафорические карты : Руководство для психолога. – 2-е изд.

– М.: Гинезис, 2014

2. Метафорические ассоциативные карты для детей и взрослых «Я и все-все-все» / К. Крюгер; худож. В. Кирдий. – СПб.: Речь, 2016. – 48 с.


Публикации по теме:

Использование приемов куклотерапии в работе психолога Конспект занятия с детьми тема: «Кукла Северная Берегиня - Травница» Подготовила и провела: педагог – психолог Сапогова О. В. г. Оренбург,.

Мастер-класс для педагогов «Логоритмика в работе с детьми» на тему: «Логоритмика в работе с детьми» Цель мастер-класса: Обратить внимание педагогов на значение логоритмики для развития детской речи.

Мастер-класс для педагогов «Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками Мастер-класс для педагогов Дата проведения: 03.02.16г. Место проведения: Конкурс «Воспитатель года» Проводит: воспитатель МКДОУ «Народненский.

Мастер-класс: «Использование приёмов самомассажа в Практике педагога» Минеева Лидия Анатольевна Учитель-логопед Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Суксунский детский сад «Малышок» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.

Цель. Продемонстрировать педагогам метод интеллект-карт для использования в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста. 1 часть.


Зачастую проявления недержания кала - энкопрез - встречаются у детей от 2,5 до 6 лет, и так называемое обострение бывает около 4 лет. В этом возрасте ребенок осознанно управляет процессом дефекации.

Есть несколько психологических причин:

1. Недержание кала (если причина не заложена в физиологии) - это всегда протест. Малыш не адаптировался к садику - это покажет туалет (горшок) - одно из основных зеркал "принятия" ситуации. Чтобы откорректировать ситуацию, можно попробовать в садик принести свой горшок - как частичку безопасности своего дома. Также нужно в обязательном порядке наладить контакт с воспитателями. Нужно почувствовать, чему в садике сопротивляется ребенок.

2. Для такого гиперчувствительного ребенка очень важно все, что связанно с его самооценкой. В его воспитании противопоказан авторитарный стиль, любые физические наказания, сравнения и все, что может его унижать.

3. В исследовании детской психологии все, что "выходит" из ребенка, ассоциируется с родителями. Он подсознательно, конечно, никак не может "удержать" в своем психологическом поле папу или маму, а, может, сопротивляется чему-то в папе или маме). Поиграйте с ребенком в игру, в которой он будет мамой или папой, а кукла или вы сами будете ребенком. Наблюдайте, задавайте вопросы - "а чего бы хотелось этому мальчику, если бы он был тобой"

4. Бывают случаи, когда тревожные дети, пытающиеся избежать общения, просто боящиеся его, подсознательно делают так, чтобы к ним никто не подходил, не прикасался или не обижал. Это одна из возможных психологических причин энуреза, энкопреза, ожирения, неаккуратности - нужно очень много играть с ребенком в ролевые игры, вводить его в безопасный для него круг общения с детками (детьми друзей, кружки, секции).

5. Пусть ваш малыш обязательно кроме садика посещает еще какую-то детскую группу.

6. В случае, когда нет возможности сменить садик или изменить режим пребывания в нем, постарайтесь делать для ребенка "выходные" дни среди недели.

Энкопрез обычно наблюдается днем во время прогулки, игры, когда естественный позыв подавляется, а потом, увлекшись, ребенок вообще забывает о необходимости сходить в туалет и не чувствует непроизвольно происходящей дефекации. Так же позыв на дефекацию может быть слишком интенсивным и быстрым, особенно у двигательно возбудимых, гиперактивных детей. При развитии заболевания малыш перестает ощущать позыв и запах кала. Игнорирование позыва более свойственна детям в семьях, где практикуется жесткое обращение, проявление неуважения к ребенку, отцы которых злоупотребляют алкоголем. Неосознанно дети часто используют энкопрез для борьбы за статус в семейной иерархии ().

Как использовать игротерапию при оказании психологической помощи можно узнать на сайте или записавшись на группы для профессионалов по телефону 0976698259 контактное лицо Ирина

Метафорические карты – это психологические картинки, на которых изображены люди, события и абстракции, вызывающие у каждого человека свои ассоциации. Работа с метафорическими ассоциативными картами относится к проективным методикам, поскольку помогает раскрыть индивидуальные психические содержания клиента через перенос на карты. На одинаковых картинках один человек, мыслящий позитивно, находящийся в хорошем настроении, может увидеть праздник, радость, восторг, счастье и другие положительные содержания, другой же, имея внутренние проблемы, перенесет их на карты и увидит какое-то напряжение, сопротивление, войну, тревогу. Человек проецирует свое подсознательное на картинку, не осознавая это – именно эта неосознанность и в реальности не позволяет решить его проблему.

Метафорические ассоциативные карты хороши тем, что являются переводчиком бессознательного на уровень . Бессознательное оперирует образами и картинками, сознание же мыслит единицами речи – словами, фразами. Бессознательные процессы являются приэтом самой большой частью психического айсберга, на сознание остается лишь малая часть, которая уже не решает, а лишь объясняет бессознательные импульсы.

В , как правило, прячутся родовые, детские травмы, которые создают запреты у человека на определенные действия. Человек может желать чего-то, однако бессознательное, следуя своей цели сохранить жизнь и психическое равновесие, не пускает его, поскольку здесь произошла определенная травма. С опасностью мог столкнуться даже другой человек, что может сохраниться в подсознательном и будет препятствовать повторению негативного, возможно, опыта. С помощью же картинок можно извлечь то, что препятствует достижению целей.

Метафорические карты – руководство для психолога

Как работают метафорические ассоциативные карты? Человек описывает картинку, которую он вытащил по своему запросу, барьер незаметно снимается. Он говорит не о себе, а потому расслабляется, работа с метафорическими ассоциативными картами высвобождает болезненные блокированные переживания, которые обычным способом поднять человек не сможет. Через карты боль можно обнаружить, вытащить и проработать вплоть до полного исцеления.

Клиенты любят взаимодействие с метафорическими картинками, поскольку большую часть времени им нужно расслабляться и играть, даже это благотворно воздействует на эмоциональное состояние. Если не всегда клиент серьезно воспринимает работу с проективными карточками – при профессиональной работе психолога может быть проведена колоссальная работа с глубинными внутренними изменениями, которые клиент не сможет в себе не отметить.

Существует много различных конфигураций, методов выкладки карт и наборов. Например, колоду «Персона» используют, работая с личностными аспектами и в расстановках. При консультации с ней психолог просит клиента найти лицо, которое соответствует текущему состоянию, затем желаемому, проблемному или такому, какому никто клиента не видел. Клиент раскладывает и рассказывает о картах, затем психолог предлагает их переместить, если есть такое желание. Существует и детский вариант колоды – «Персонита».

Карты «Ох» содержат не только картинки, но и рамки для них со словами. Сначала выкладывается рамка, а на нее – картинка, и психолог задает клиенту вопрос, что же они означают. Клиент пытается понять данную метафору. Однако строгих правил здесь нет, если картинка со словом для нее никак не связываются и не резонируют, материал не пошел – можно заменить картинку.

Существуют наборы карточек для работы специально с травматическими переживаниями, для поиска ресурсов, даже чистые наборы, когда можно самостоятельно нарисовать желаемое. У многих наборов карт есть и цифровой вариант, который позволяет консультировать удаленно, сохраняя весь процесс в презентацию. Ее можно передать клиенту, он сможет продолжать с ней взаимодействовать, закрепляя результаты работы.

Метафорические ассоциативные карты позволяют даже провести самостоятельную сессию, причем использовать карты можно очень творчески, отходя от инструкций. Раскладывая и трактуя карты, человек с опытом начинает осознавать свое нынешнее внутреннее состояние, переживания, и установки.

Значение метафорических карт

Закон метафорических карт – сама карта ничего не обозначает, на ней находится то, что видит клиент. Методически метафорические карты связаны с тестом Роршаха, в котором испытуемому следует в чернильных пятнах рассмотреть изображение. Конечно, каждый человек начинает рассказывать о себе, видя то, что его волнует. Со временем направление развилось в целый класс проективных техник, которые легко обходят сопротивление клиента, решают проблему вербализации проблемы.

Метафорические карты помогают работать, когда человек даже вообще не находит, что сказать о своих , расфокусирован, не может осознать, отчего ему плохо. Описывая карту за картой, например, по технике шести карт, когда нужно описать каждое изображение в привязке к выложенному к нему слову, клиент обычно к шестой карте сам понимает, в чем заключается его проблема, над чем стоит работать, какова его основная тема. Поскольку методика проективная, работа с метафорическими картами имеет большой плюс – не происходит ретравматизации. Человек всегда рассказывает о карте как о неком предмете, который находится снаружи, ему не нужно погружаться в свои переживания. Не стоит путать метафорические карты с гаданием, картами Таро и другими эзотерическими методиками.

Метафорические карты сами ничего не открывают, кроме того, что содержится в бессознательном самого человека, а потому они могут помочь в вопросах о поиске внутренних решений и ресурсов, но не могут ответить, сбудется ли что-то извне без вмешательства субъекта и его психических сил. Для устранения ассоциации с картами Таро некоторые психологи даже начали называть метафорические карты проективными карточками.

Метафорические карты также редко используются для психодиагностики по причине соответствия закону, что метафорическая карта сама не несет никакого значения, кроме того, какое в ней видит клиент.

Как работать с метафорическими картами?

В процессе работы психолог как ведущий задает наводящие вопросы, клиент отвечает, описывает картинку, вербализируя и осознавая затем и свои психические содержания, перенесенные на нее. Например, клиент обратился с пожеланием найти свое предназначение. Психолог предлагает ему произнести свой вопрос и вытянуть одну картинку из набора «Персона». Клиент переворачивает ее и видит человека с неоднозначными эмоциями. Психолог просит описать, кого он на карте видит, рассказать, каков этот человек. После того психолог предлагает клиенту проанализировать, насколько описание человека на картинке соответствует самой личности клиента, какова схожесть.

Если же он увидел на картине что-то очень неприятное для себя, вызывающее дискомфорт – сразу можно проработать эту проблему, найти для нее ресурс. Например, черные волосы для клиента проассоциировались с тяжелым характером, тогда психолог предлагает ему выбрать из следующей колоды «Персона» еще одну карту для решения этой проблемы, высказав вслух перед этим пожелание найти ресурс, который наиболее полно сможет помочь. Например, это оказывается карта с человеком, закрывшим лицо руками. Клиент описывает его как играющего в прятки, ведущего сейчас в игре, он находится в состоянии сосредоточенности, ожидания, какое все мы испытывали в детстве.

Если этого клиенту не хватило – он может выбрать другие картинки в открытую. Например, для уверенности в себе он останавливается на изображении ныряющего на фоне солнца и прекрасной погоды человека. Он целенаправленный, тело его излучает силу и расслабленность, он хорошо себя чувствует и наслаждается своим телом. Карту можно расположить даже поверх ранее вытянутой карты, вызывающей дискомфорт, будто перекрывая ее.

Описав ресурсную карту, ее можно отложить и снова взглянуть на первую карту, вызвавшую ранее неприятные ассоциации. Психолог просит клиента посмотреть, что на ней изменилось. Удивительно, но то, что не нравилось, будто смягчается – некрасивые волосы становятся вполне привлекательными, колючий взгляд добреет. Клиент уже сообщает, что у человека на карте появилась уверенность, он идет в правильном направлении.

Часто на сессиях картинка меняется буквально на глазах. Если выражение лица клиент видел напряженным, глаза печально закрытыми, то после взаимодействия с картой, добавления сил и ресурсов, других состояний – клиент видит спокойствие, даже какую-то радость, расслабление, происходят сразу изменения в лучшую сторону. Как только он начинает работать с картами – он будто дает команду подсознанию, которое воспринимает образы картинок и уже на сознательном уровне возвращает ответ, вследствие чего происходят жизненные изменения.

Техники работы с метафорическими картами

Метафорические карты – хороший рабочий инструмент, который в легкой непринужденной форме выявляет глубинные содержания человека, о каких он не смог бы даже сходу рассказать.

Техник использования метафорических карт множество, более того, можно свободно изобретать новые, использовать одновременно несколько колод. Например, если человек выложил карту нынешнего состояния, а с ней карту идеального, можно предложить ему найти карту и переходного состояния, которое позволит добиться желаемого. Можно задавать вопросы и доставать карты наугад, можно рассматривать карты, просто объясняя то, что на них видишь. В каждой метафорической колоде обычно порядка 90 карт, потому сюжетных линий можно разложить довольно много. Имея большой опыт работы с разными наборами карт, психолог может подобрать для каждого клиента и его проблемы максимально подходящую колоду.

В классической консультационной работе психолог обычно задает клиенту наводящие вопросы к каждой карте, при этом вопросы должны быть обязательно открытыми и не наталкивать клиента на содержание, какое в карту мог вложить сам психолог. Например, если на карте изображена гора или вулкан, психолог лишь спрашивает, что за гора, что за вулкан, где они находятся, что происходит там. Выслушивая содержания клиента, в конце психолог узнает у клиента, может быть, у него есть еще что-либо об этом.

Существуют и техники, преимущественно опирающиеся на игру. Например, в технике «Препятствия и возможности» психолог выступает ведущим и просит игроков выбрать по 5 карт вслепую, даже не задавая перед этим никаких вопросов, не формулируя запросы. Игра ассоциативная, потому здесь нет выигрыша, кроме, конечно, психологической выгоды от полученных выводов. Психолог просит первого игрока посмотреть карты, не показывая их другим, и выбрать одну, на какой изображено препятствие, трудность. Например, он выбирает и выкладывает карточку с домиком, сообщая, что он разваливается. Задача второго игрока найти среди своих карточек и выложить ту, что изображает возможность для решения проблемы. Первый игрок, предъявивший проблему, слушает и принимает предложенное решение. Если оно оказалось, как он посчитал, неподходящим или недостаточным – сообщает об этом, второй игрок снова предлагает карту возможности. После принятого решения игроки меняются местами.

После игры психолог предлагает игрокам проанализировать, пересекается ли игра с жизнью, обнаружили ли участники какие-то личностные проблемы, а также решения для них. Объяснение перед другими участниками, потому не обязательно ему быть подробным, достаточно понять ситуацию для себя, немного озвучив. Однако часто еще до этого участники понимают, чем обусловлен их выбор карт.

Следующая техника называется «Место и время моей мечты». Клиенту предложено выбрать из перевернутых рубашкой вверх карт одну, перед этим также можно не формулировать запрос. Посмотрев на нее, он должен подумать, какая это страна, какое время, наше ли, прошлое. Чем ему может быть нужно пребывание в этом времени. Клиент может вообразить себя в нем, будто войти в мир, изображенный на карточке, и походить в нем, посмотреть, даже мысленно взять подарок себе или близкому. Психолог задает снова наводящие вопросы, спрашивает, что полезного клиент нашел для себя в этом времени, какой ресурс смог пополнить.

Техника «Выход из тупика» подходит для поиска выхода из сложных ситуаций и анализа повторяющихся проблем, которые клиент никак не может решить. Для определения текущей ситуации тупика перед клиентом раскладываются открытыми несколько карт, предлагается выбрать одну, какая максимально точно описывает текущее состояние дел. Выбирать следует чувствами, ту карточку, какая привлекает внимание больше всех. Выбрав, психолог уточняет, что клиента цепляет на этой карточке, куда все время тянется взгляд. Обратив свое внимание на эту деталь, клиент должен пронаблюдать, какие эмоции у него появляются. Возможно, на карте он найдет также то, что ему не нравится, вызывает отторжение, нежелание смотреть на этот элемент карты. Далее психолог просит рассказать о ситуации, изображенной на карточке, и герое ее сюжета.

Следующий расклад в этой технике – изображения различных дверей как путей выхода из ситуации. Клиенту нужно отобрать одну и описать, что за дверь, может ли она помочь выйти из тупиковой ситуации, сложно ли в нее пройти или легко, открыта она или закрыта для него. Затем, возможно, клиент сможет представить, что находится за дверью, описав свои ощущения. Если для клиента эта дверь не является выходом, то психолог уточняет, куда она может вести.

Затем следует расклад карт по вопросу, что мешает выйти из тупиковой ситуации. Здесь клиент может выбрать уже до трех карт, тех, что описывают страхи и блоки. Психолог уточняет, что сам клиент подразумевает в каждой выбранной карте, что, возможно, пугает клиента или препятствует поиску выхода, просит рассказать историю каждой карточки, об изображенных на ней персонажах, чтобы максимально раскрыть то, что блокирует клиента, не дает ему выйти из сложной ситуации. Часто на картах обнаруживаются и вторичные выгоды клиента, психолог просит его задуматься, какую выгоду он получает оттого, что остается в этом тупике, от чего страх, возможно, защищает его, что еще более страшное может произойти в жизни, если он решится все же на перемены. Осознавая свои страхи, блоки и вторичные выгоды, клиент может двигаться дальше и имеет шанс преодолеть тупик.

Последний расклад – ресурсный. Снова перед клиентом несколько карточек с тем, что может помочь выйти из тупика, совершить перемены. Психолог просит его выбрать те, что являются для клиента поддержкой и ресурсом, на какие он может опираться, а выбрав, описать каждую. Клиент рассказывает, что наиболее интересно, позитивно для него на карточке, что привлекает внимание, вызывает прилив энергии, дает силы. Психолог предлагает рассмотреть, какие из изображенных ресурсов у клиента уже есть, а какие можно привлечь, подумать, каким образом ресурс можно использовать, что можно сделать уже в ближайшее время. Чем более подробно клиент отвечает на вопросы, описывая карту – тем более содержательный он извлечет результат, более интересные открытия получит о своем тупике, о том, почему в нем находится, зачем тупик ему нужен. Это может стать точкой, из которой клиент даже сможет перевернуть свое мировоззрение.

С помощью ассоциативных метафорических карточек можно поработать и с Тенью. Психолог тогда просит клиента создать мысленное намерение, а затем из колоды карточек с лицами выбрать себя, каким клиент сейчас себя видит и принимает, потом – свою противоположность. Пол и возраст изображенного на карточке человека значения не имеет, важны лишь его эмоции. Если клиент затрудняется выбрать только одну карточку на каждую из ипостасей – он может выбрать две или даже несколько.

Описывая первую ипостась, клиент рассказывает, что он видит на карточке, какие чувства и эмоции на ней присутствуют. Если изображенный на ней человек, по словам клиента, смотрит на кого-то – психолог просит выбрать из колоды того, на кого он смотрит, что можно сделать в закрытую, а затем описать. Далее психолог переводит клиента к описанию карты противоположности. После чего спрашивает, правильно ли карты расположены перед ним на столе, или клиенту хочется изменить их позиции. Чаще всего клиент отодвигает карту противоположности, символизирующую его Тень.

Психолог просит клиента проанализировать взаимодействие карт-антиподов, спрашивая, видит ли одна карта другую. Если да, то, как изображенные на них личности относятся друг к другу, нужна ли карта противоположности главной карте, может ли главная карта за что-то поблагодарить свою противоположность, что негативного привносит карта противоположности в жизнь главной карты, если ее хочется отодвинуть.

Если карты не видят друг друга, то, что необходимо изменить в раскладе, чтобы они увиделись. Когда клиент изменяет положение карточек, психолог узнает, что изменилось у главной карты. Когда клиент говорит о негативных качествах антипода, психолог выслушивает, затем предлагает трансформировать эти качества, заменив их позитивными синонимами, и подытоживает, проговаривая, какое положительное зерно было найдено, как главная карта может интегрировать эти качества, как изменится после этого, может ли поблагодарить свою противоположность и какие чувства после благодарности испытывает.

После проведенной работы будет отличным, если клиент от имени главной карты проговорит благодарность карте-антиподу за переданный ресурс. Возможно, после того клиент снова захочет поменять расположение карточек на столе или даже заменить какую-то карточку на другую из колоды.

Данная техника позволяет проработать теневые качества личности, в результате клиент может интегрировать, принять свою теневую сторону. Психолог спрашивает, что клиент ощущает в связи с проведенной работой, как изменились его ощущения после примирения со своей ранее вытесненной частью.

В комплекте всего 6 разных колод-категорий. Каждая колода – это тематическая подборка специальных слов раскрывающих определенную тему.
1) Чувства и состояния
2) Страхи и опасения
3) Вторичные выгоды
4) Ценности и потребности
5) Качества и навыки
6) Действия и баланс.

Проработка этих важных тем, помогает разобраться с препятствиями на пути решения задач, найти ресурсы, опору, зоны роста человека и поставить истинные цели.
«КАРТОТЕКА психолога» как инструмент, может помочь глубже исследовать эти темы, и найти ответы на вопросы:

Чувства и состояни
я: Какие чувства я испытываю? Какие чувства не осознаю? Какие подавляю? Моя «азбука» чувств? Какие чувства хочу испытывать? Какие я могу получать приятные эмоции?
«Эмоции являются фундаментом нашего самопонимания и отношения к другим людям» — цитата.

Страхи и опасения : Какие страхи мне мешают? От чего они «защищают»? Что стоит за моим страхом? Как начать действовать?
«Человек, боящийся страданий, уже страдает от своего страха» — М. Монтень.

Вторичные выгоды: Какие выгоды я получаю от нерешенной ситуации? Какие вторичные выгоды я получаю от своего психосоматического симптома? Почему для меня это важно? Что за этим еще стоит? Как я могу получить эту пользу по-другому?
«Вторичная выгода это та польза, которая удерживает человека в проблемном состоянии, которое он получил».

Ценности и потребности : Моя система ценностей? Что для меня действительно важно? Мои приоритеты? Мои актуальные потребности? Как правильно поставить цели? Как сделать правильный выбор? Как принять правильное решение? Какие есть способы решения внутреннего конфликта? Чего я хочу?
«Быть целостной личностью – это поступать в соответствии со своими основными ценностями» — цитата.
«То, что потребность скрыта, не значит, что она не существует» — Эрих Фромм.

Качества и навыки
: Мои достоинства? Мои ресурсы? Что мне поможет? Какие качества мне нужно развить? Каким я хочу быть?
«Качества человека - это своего рода кирпичики, из которых формируется личность человека».

Действия и баланс : Что я делаю не правильно? В чем я ошибаюсь? Что мне стоит поменять в своем поведении? Что стоит делать по-другому? В чем нарушен баланс? Какой мой новый план действий?
«Чтобы иметь то, чего никогда не имел, надо делать то, чего никогда не делал» — цитата.

В методичке подробно описаны возможности работы с комплектом.
Раскрывается каждая тема, важность работы с ней и практические способы применения, как в диагностике, так и в терапии.

«КАРТОТЕКА психолога» — это инструмент, который может быть полезен в работе:
психологов, консультантов, психотерапевтов, ведущих психологических и трансформационных игр, специалистов по работе с метафорическими ассоциативными картами, а так же для людей занимающихся своим личностным ростом.