Игра «Что? » и ее составляющие. «Это очень здорово, когда коллеги становятся настоящей командой», или Корпоративные игры «Что? Где? Когда? Организация игр что где когда

21 ноября в ресторане «Радио Сити» состоялся 10-й турнир по Корпоративным играм «Что? Где? Когда?» среди профессиональных команд. Компания «Комус» регулярно выступает в качестве спонсора данного интеллектуального турнира и второй раз в качестве участника. «Комус» представляли 2 команды лучших торговых представителей УС ДКРП, продакт-менеджеров и менеджеров по развитию УТМ ДОП.

Уже стало доброй традицией то, что наши команды были единственными, кто пришел на турнир за полтора часа до его начала для того, чтобы создать «боевой настрой», потренироваться и получить заряд тех эмоций, которые позволили держать достойный уровень игры наряду с профессионалами и ветеранами турнира. Наши сборные обсудили стратегию, для удобства распределили роли в командах и провели тренировку. Это помогло ощутить особую атмосферу интеллектуального турнира и настоящий командный дух, который так важен для хорошей игры.
Турнир проходил в три этапа, на каждом из которых командам было необходимо ответить на 12 вопросов. Как и в одноименной теле-игре, на обсуждение предоставляется всего минута. За это время участники должны показать не только уровень знаний в какой-либо сфере, но и проявить логическое мышление, нестандартный подход к решению задач и находчивость.
Этот день для участников стал настоящим испытанием на сообразительность, умение концентрировать внимание на важных моментах и не отвлекаться на менее значимые детали, так как многие вопросы были завуалированы, содержали в себе ряд несущественных или отвлекающих деталей. Это сделало игру такой эмоциональной и запоминающейся.

Здесь было все: радость от правильных ответов…

…и напряженное обсуждение…

… и досадные промахи.

Участники обеих команд всячески пытались поддерживать друг друга, изобретая различные способы передачи нужной для правильного ответа информации…

Поддержать своих коллег в этот день пришел и.о. начальника ОУА УТМ ДОП Романов Сергей Петрович. Но атмосфера праздника и азарт игры не могли никого оставить равнодушным. Так Сергей Петрович в последнем раунде присоединился к одной из команд в качестве участника.

После захватывающей борьбы были определены лучшие игроки.
I место завоевали ветераны турнира – команда «Звезды».
Символично, что обе команды Компании «Комус» в итоговом зачете получили одинаковое количество баллов, разделив четвертое место среди команд-новичков. Отрадно то, что, даже будучи в разных командах, сотрудники «Комус» болели друг за друга, переживали и старались помочь друг другу, проявляя настоящий командный дух.

Команды «Комуса» были наградены специальными дипломами участников турнира…

После церемонии награждения специально для игроков команд «Комуса» был организован отдельный фуршет, на котором уже сдружившиеся и сплотившиеся коллеги в непринужденной обстановке наперебой делились эмоциями и яркими впечатлениями, а постоянные участники игр - опытом и знаниями. Все живо обсуждали рабочие вопросы, делились новостями и предлагали пути совместного решения текущих задач.
Пахомов Николай Евгеньевич , продукт-менеджер БН «Продукты питания»:
Впечатления от интеллектуальных соревнований, на мой взгляд, не сравнимы даже со спортивными состязаниями. На турнире по «Что? Где? Когда?» у каждого из участников было необыкновенно много азарта и положительных эмоций. Очень интересно было наблюдать за тем, как в команде малознакомых между собой людей распределяются роли, согласно их навыкам и знаниям. Благодаря тому, что мы проводили репетицию игры за несколько дней до турнира и разминку, у нас была возможность заранее распределить функции среди участников команд: записывать вопросы, цифры, даты, фиксировать варианты ответов от участников и т.д. Например, Бобкова Татьяна Владимировна записывала вопросы, Константин Алексеевич Гречишкин, как капитан, принимал решение о том, какой ответ верен, я старался акцентировать свое внимание на фактических знаниях из истории и спорта. Поэтому у нас была возможность сразу сосредоточиться на игре и ответах.
Особенно было приятно на турнире встретиться с бывшими коллегами по подразделению: в игре я принимал участие от Управления товарного маркетинга (УТМ), где я работаю около полугода, но до этого я работал в Управлении сбыта торговым представителем. Причем, эта встреча позволила нам упразднить некоторую проблематику в процессе взаимодействия этих двух структур. Я хорошо помню, что среди торговых представителей существует мнение, будто обращение в Управление маркетинга – это крайняя мера, которую можно предпринять, когда возникают какие-либо вопросы по продукту. Торговые представители переживают и неохотно связываются с продукт-менеджерами, предпочитая решать вопросы на своем должностном уровне. Это часто сказывается на качестве консультаций, которые они дают партнерам.
На игре мы смогли в неформальной в обстановке пообщаться с торговыми представителями, таким образом наладив с ними личный контакт и заручившись их поддержкой в дальнейшей работе.

Банникова Евгения Валерьевна, продукт-менеджер БН «Компьютеры»:
Если у меня спросят, хочу ли я еще побывать на таком мероприятии, я отвечу: «С огромным удовольствием!» И не потому, что я в целом с интересом отношусь к корпоративным мероприятиям, которые проводятся в Компании, а потому, что, побывав здесь один раз и ощутив атмосферу, обязательно захочется вернуться. Это очень здорово, когда коллеги становятся настоящей командой! И не одной! И даже не двумя, как заявлено в турнирной таблице. По ходу игры у нас сформировалась настоящая третья команда из болельщиков и игроков резерва.
В стремлении к победе практически все участники турнира использовали любые, в том числе технические, средства для получения нужной информации и формулирования правильных ответов. Мы всячески старались поддерживать друг друга. Как только кто-то знал правильный ответ, он пытался передать эту информацию своим коллегам из команд. Это была и мимика, и жестикуляция, и СМС, а некоторые успевали даже выходить в Интернет с мобильного телефона.
Мне показалось, что этот день прошел под эгидой обмена информацией и опытом, так как здесь встретились сотрудники сбытовых подразделений и товарного маркетинга. Взаимодействие между нами сильно влияет на качество работы. Например, на игре «Что? Где? Когда?» я познакомилась с ТП из Офиса продаж «Одинцово» Шмелевой Ольгой Николаевной. Из беседы после игры мы выяснили, что для ТП важны регулярные встречи с продукт-менеджерами для повышения информированности об ассортименте. Например, у Ольги Николаевны есть ряд партнеров, которые регулярно заказывают дискеты (флоппи-диски). Но их наличие на складе ограничено. И не у всех торговых представителей есть информация о ситуации на рынке, и не каждый может профессионально объяснить, что сейчас производство в этом товарном сегменте ограничено. Поэтому так важно, чтобы ТП обращались напрямую к продукт-менеджерам, обменивались информацией с нами, т.к. взаимодействие со сбытовыми подразделениями путем личного общения напрямую связано с ростом оборота продаж.

Титарев Евгений Алексеевич, торговый представитель СП ЦП «Зеленоград»:
Если бы меня попросили одним словом описать свои впечатления от игры, я сказал бы «эмоции». Интеллектуальный турнир – это концентрация разных эмоций: азарт и стремление к победе, желание «взять определенную величину», досады от промахов и взлеты, поддержка команды, единение на фоне состязания. Когда я говорю о единении, я имею в виду общую командную атмосферу, наряду с тем, что каждый из нас хотел выиграть. Я играл в «Команде быстрого реагирования». Между тем мы совершенно не видели противника в другой команде «Комуса» - «Идущие вперед». Напротив, мы старались помочь своим коллегам. В этот раз территориально мы находились недалеко друг от друга и поэтому всячески искали возможность подсказать правильный ответ, если мы в нем уверены. Это интересно и забавно, когда мимикой и жестами пытаются изобразить, например, докторскую колбасу.
Игры «Что? Где? Когда?» - это одно из самых интересных командообразующих мероприятий, которые проводятся в нашей Компании. Здесь коллеги перестают быть просто коллегами. Личное общение между сотрудниками гораздо более ценно, чем формальное по телефону или электронной почте. Особенно это важно для ТП и продукт-менеджеров, от взаимодействия которых, во многом зависит работа и одних, и других. К примеру, для меня очень ценным стало знакомство с Ромашкиным Александром Валерьевичем, продукт-менеджером проекта «Заправка картриджей». После игры на фуршете нам удалось обсудить ряд рабочих моментов. Поэтому Александр Валерьевич запомнился не только как напарник по игре, который блистал энциклопедическими знаниями истории, но и дал ценную информацию, подробно объяснил специфику услуги по перепрошивке картриджей, что сложно сделать по телефону или электронной почте.

Мы надеемся, что участие в Корпоративных играх «Что? Где? Когда?» станет доброй традицией, благодаря которой представители разных подразделений смогут проявить свои таланты, познакомиться с коллегами из смежных отделов, обменяться профессиональным опытом и проникнуться единым корпоративным духом!

Интеллектуальные игры — популярный вид развлекательных и командообразующих программ для корпоративных праздников. Чаще игры заказывают в том случае, если в компании за год проходит много мероприятий: новогодний корпоратив, 23 февраля, 8 марта, День рождения компании, профессиональные праздники, юбилеи сотрудников и т.д. Один из этих праздников можно провести в формате командного интеллектуального марафона.

Да, выбор есть! Чтобы разобраться, какая именно программа подходит для вашей компании, лучше всего начать с удобной таблицы, где коротко с ценами описаны игры «Хрустальная сова», «Brain-ring», «Мафия», «Шестое чувство», «Микс», «Угадай мелодию» и КИНОQuiz.

С ценами!

Подробнее о двух из них:

Что такое «Хрустальная сова»

Это командная игра для небольших компаний, которая точно понравится любителям телевизионного проекта «Что? Где? Когда?». Безусловно, есть существенные отличия, так как в элитном клубе играет только одна команда из 6 игроков, а в нашем случае скучающих зрителей не будет! Одновременно вопрос ведущего может обсуждать 2-3-4 команды. Есть опыт организации и крупных турниров до 360 человек, поэтому любую задумку имеет смысл обсудить с менеджером.

Чтобы вопросы можно было обсуждать не шепотом, лучше расставлять столы на расстоянии 3-4 метров друг от друга. На обдумывание версии каждая команда получает 1 минуту, а ответ нужно написать на бланке. Ассистент собирает бланки и передает ведущему.

Ведущий использует раздаточные материалы, фото и видеовопросы, черный ящик. Помимо стандартных заданий будут «дуплеты» (два разных вопроса в одном задании по 30 секунд на каждый) или «блицы» (три разных вопроса по 20 секунд на каждый).

Побеждает команда, которая набирает максимальное количество очков за игру. С организаторами можно обсудить награждение победителей: определение лучшего игрока в каждой команде, лучшего капитана и т.д.

«Хрустальная сова» проходит всегда очень эмоционально. Вопросы подбираются чаще всего на логику. Есть возможность проявить чувство юмора и пообщаться с коллегами на новом уровне. Лучше сформировать команды с помощью жребия — в этом случае в одной шестерке игроков может оказаться курьер и руководитель компании.

В чем особенность игры «Brain-ring»

Вопросы чуть проще, так как на обдумывание нет целой минуты, как в «Хрустальной сове». Решение нужно принимать быстро, так как право ответа получает команда, первой нажавшая на кнопку игрового пульта.

Для игры используется брейн-система (пульт и устройство со световым и звуковым сигналом), с помощью которой команды подают ведущему знак о своей готовности отвечать на заданный вопрос. Если ответ неверный, право ответа переходит к другим командам.

Для каких мероприятий подходят эти игры

Корпоратив. Это яркая эмоциональная разрядка, необычное поздравление коллег с Новым годом, 8 марта, 23 февраля, Днем компании и профессиональным праздником.

Тимбилдинг. Командообразование и проявление лидерских качеств во время игр «Хрустальная сова» и «Brain-ring» — естественный процесс. Именно поэтому такой формат мероприятия часто используется руководителями компаний и менеджерами по персоналу, которые заботятся о взаимоотношениях сотрудников в коллективе.

Деловое мероприятие. Для участников конференции организаторы придумывают какие-то развлекательные моменты: барабанные мастер-классы, живопись маслом, дегустации вин и т.д. Интеллектуальные игры — отличный вариант для неформального общения и налаживания деловых связей.

День рождения. Почему бы не пригласить друзей в элитный интеллектуальный клуб? Игру можно проводить прямо во время банкета. Еще раз напоминаю — это весело! Кстати, вполне можно добавить несколько вопросов от лица юбиляра.

Турнир для студентов и старшеклассников. Игра может стать частью любого праздника в школе и ВУЗе. Формируйте команды классов, курсов, групп или целых факультетов и зовите наших ведущих!

Какие будут вопросы?

Уровень вопросов может быть разный, это обсуждается с организаторами игры заранее. Чаще делается подборка из очень интересных вопросов на логику и чувство юмора. Каких-то особых энциклопедических знаний не нужно, и это очень нравится игрокам. Есть возможность проявить сообразительность и заслужить особое отношение коллег.

Где можно проводить интеллектуальные игры?

Для «Хрустальной совы» и «Brain-ring» подходит любое место, где могут комфортно разместиться команды игроков — без внешних шумов и любопытных наблюдателей, без громкой музыки и сильного затемнения.

  1. Офис (конференц-зал, аудитория для обучения персонала, переговорная комната, столовая, комната отдыха) на 1 команду из 6 человек требуется площадь 5х3 м.
  2. Кафе, ресторан, банкетный зал, лофт
  3. На природе в теплое время года (большая беседка, шатер, открытая поляна)

Для проведения игры необходимы:

  1. круглые или прямоугольные столы для рассадки команд по 6 человек
  2. стулья, кресла или диваны по 6 штук для каждой команды
  3. электрическая розетка 220В
  4. микрофон и звуковое оборудование (может привезти организатор)
  5. ЖК-экран или проектор (может привезти организатор)

Что входит в стоимость?

  • подбор вопросов и заданий с учетом пожеланий заказчика, в том числе видеовопросы, музыкальные вопросы, вопросы по тематике деятельности компании
  • личная встреча менеджера с клиентом в удобное время и составление тайминга мероприятия
  • бесплатный подбор удобного места проведения игры в случае необходимости
  • работа ведущего и ассистентов
  • весь необходимый реквизит (ноутбук для ведущего, бланки для ответов, гонг, черный ящик, раздаточные материалы, для «Brain-ring» — брейн-система)
  • репортажная фотосъемка
  • музыкальная подборка

«Хрустальная сова»

Количество игроков

Продолжительность

Стоимость

6-24 человек

24-60 человек

60-90 человек

90-120 человек

«Brain-ring»

Количество игроков

Продолжительность

Стоимость

10-24 человек

24-60 человек

60-96 человек

Дополнительные услуги

Перечислю несколько дополнительных услуг, которые помогут разнообразить базовый вариант игры:

  • организация фотозоны и проведение выездной фотосессии — тематический баннер, осветительное оборудование,
  • профессиональная обработка фотографий, мгновенная фотопечать с раздачей фотографий участникам
  • живая сова для фотосессии
  • зеркальный стол и волчок
  • тематическое оформление и украшение зала
  • приглашение известного знатока в качестве ведущего, с возможностью совместной фотосессии раздачи автографов
  • шуточные маски «знатоков»
  • призы и дипломы победителям
  • вручение «хрустальной совы»
  • тренинг по командообразованию, мозговому штурму, развитию интеллекта
  • видеосъемка и монтаж красочного ролика
  • чайная пауза, фуршет, кофе-брейк или банкет
  • музыкальные паузы: выступления артистов, вокалистов, инструменталистов, танцоров
  • дискотека с профессиональным ди-джеем
  • зажигательный танцевальный баттл с участниками мероприятия

Вы знаете, что такое паб-квизы? Это новое течение развлекательной волны крупных и не только городов России. Место, где друзья собираются, чтобы под бокал-другой ответить на пару десятков вопросов. Квизы пришли к нам из Европы, точнее из Англии. А в России уже несколько лет успешно продвигается свой формат подобных игр. Российский клуб под названием «60 секунд» – самый крупный оператор, под брендом которого проводятся состязания для тысяч участников. О создании своего детища рассказывает президент клуба Леонид Эдлин.

Играют все!

Леониду всегда хотелось связать свою работу с тем, что интересно ему самому в принципе. В идеале, конечно, хобби, которое может стать бизнесом. В общем-то, так оно и вышло. Вначале было увлечение спортом, затем спортивной журналистикой, а после – организацией корпоративных мероприятий. Когда у Леонида появилось свое event-агентство, судьба свела его с Максимом Поташевым, магистром интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?». Именно Максим показал Леониду, что подобные интеллектуальные игры можно и нужно успешно развить в собственный бизнес. Начали с того, что проводили корпоративные кубки дважды в год. Затем появилось совершенно новое движение: программа интеллектуальных корпоративов, которая идеально впишется абсолютно в любое мероприятие.

Леонид Эдлин: «Не могу сказать, мол, я взял и придумал клуб «60 секунд». Или как Менделеев – увидел во сне готовый клуб как он есть. Изначально это вообще не было бизнес-идеей. Просто в 2009 году был кризис, и все искали, где подработать. Я был совладельцем ивент-агентства, дела шли не очень, и мы были готовы на любые заказы. Даже на самые маленькие. Один из таких заказов поступил от пивного бара, где собирались спартаковские фанаты. Когда нет матчей, бар тоже надо наполнять аудиторией. Нам предложили проводить там игры формата «Что? Где? Когда?» для фанатов красно-белых. Мы согласились, ведь подобные игры на тот момент были моим основным хобби. Сначала было три команды, потом пять, затем мы стали заполнять весь бар. Вскоре сделали 2 лиги, следом 3 – с этого момента можно вести отсчет существования клуба».

Хотя тогда это еще не было клубом и не называлось «60 секунд». Клубная система и название появились только года через полтора. Именно тогда Леонид понял, что этот проект может стать успешным бизнесом, не связанным напрямую с деятельностью ивент-агентства.

Работа или хобби?

Изначально у Леонида не было ни бизнес-плана, ни особого подхода к проекту «60 секунд». Да и зачем? Ведь идея была в другом.

Леонид Эдлин: «Я по натуре человек не очень жадный, поэтому ко всем своим профессиональным занятиям всегда подходил не с точки зрения заработка. Бесплатно, конечно, я не работал, но для меня всегда главным было то, насколько работа мне интересна. Так что можно сказать, клуб создавался по зову сердца. Но в какой-то момент стало ясно, что идет хороший рост, людям нравится. Тогда я обратился к профессиональному маркетологу за полноценной консультацией и составлением плана развития. Это не был бизнес-план, ведь клуб почти не требовал финансовых вложений. Это был самый настоящий «план завоевания мира». И, надо сказать, он до сих пор работает, хотя прошло уже лет пять с момента его составления».

Поначалу Леонид сам вел все игры. Поскольку к тому моменту он был опытным игроком в спортивную версию «Что? Где? Когда?», для него самым интересным стало обучение игроков. Леонид не просто задавал вопросы и озвучивал правильные ответы, а старался объяснять новичкам, как в том или ином случае надо было находить правильное решение. На что обращать внимание, как обсуждать, как капитан должен отбирать версию. И самым интересным было видеть, как загораются глаза у вчерашних новичков, как у них все лучше и лучше получается «брать» вопросы. К слову, те люди, которые в 2009-2010 годах только начинали играть, сейчас стали матерыми игроками. Некоторые из них даже становились чемпионами мира по «Что? Где? Когда?» среди любительских команд. Как первый учитель, Леонид, несомненно, гордится их успехами.

Против кого играем?

Игра проходит так. В зале ресторана или бара собираются команды. Максимум – 6 человек, но может быть и меньше. Находится место и отдельным игрокам: их либо сажают в неполные команды, либо прямо на месте организовывают сборные. Затем идет небольшая разминка, и начинается основной турнир. Ведущий задает вопрос и дает минуту на обсуждение (отсюда, кстати, название клуба). За эту минуту команда должна логическим путем найти правильный ответ и записать его на специальный бланк. Обсуждение отдельное – за каждым столом, так что играть одновременно может любое количество команд. Ассистенты собирают ответы, а ведущий зачитывает правильный. Команды, которые его дали, получают по одному баллу. За игровой вечер разыгрывается от 30 до 36 вопросов. Побеждает команда, которая дала больше всех правильных ответов.

Вроде бы все просто? Но на самом деле это не так. Ведь главное в игре – вопросы. Если вопросы интересные, логичные, то команды играют регулярно, а участники зовут друзей, родственников и знакомых на игры. Если же вопросы скучные, слишком простые или слишком сложные – сразу проблема. Люди могут и не вернуться.

Леонид Эдлин: «Основную массу вопросов мы покупаем. Ведь существует феномен спортивной версии игры «Что? Где? Когда?»: еженедельно проводится масса турниров разного уровня – от школьных чемпионатов до Кубков мира. Вопросы с этих турниров берутся в работу нашей редакторской группой и адаптируются в зависимости от силы команд. Естественно, что на игры для новичков берутся самые простые вопросы. А для опытных игроков гораздо более сложные. Но общее у всех вопросов одно – для того, чтобы на них ответить, не нужны специальные знания в какой-либо из сфер. Необходима командная работа, логическое мышление, чувство юмора, фантазия и иногда капитанская интуиция. В этом наше отличие от подавляющего большинства паб-квизов, где, как правило, требуются только знания».

Делиться радостью со всем миром

Сейчас у клуба «60 секунд» насчитывается 50 филиалов по всему миру. Запускать свой собственный франчайзинговый проект, по словам Леонида, было совсем несложно. Когда только начинали работу с первыми франчайзи, бренд не был суперизвестным – просто нечего было терять. В Москве и Питере клуб, конечно, уже имел сильные позиции, с которых его нельзя было сдвинуть. А в регионах тогда ничего похожего просто не было, и Леонид с командой стали первооткрывателями.

…а сам не плошай!

Когда Леонид открывал клуб «60 секунд», он не полагался вообще ни на кого. То, что делал он, не делал больше никто. В мире аналогов нет, и в России того времени ничего похожего никто не предпринимал. Это уже другие организаторы шли по следам клуба и учились на чужих ошибках, на чужом успехе.

Леонид Эдлин: «Наша работа была похожа на прокладывание дороги по глубокому снегу. Тому, кто идет первым, всегда тяжело. Но у него зато больше шансов первым добраться до золотоносного ручья, впадающего в Клондайк».

Главной трудностью за все время существования «60 секунд» Леонид называет распространенную «болезнь роста». В какой-то момент клуб просто перестал справляться с растущим числом команд, людей, лиг, проектов, запросов и т.д. Поэтому пришлось заняться кадровой политикой и поставить на ключевые позиции компетентных людей. Как только это произошло, дальше можно было развиваться спокойно. А у самого Леонида освободилось много личного времени, которое можно было теперь спокойно посвятить семье, фитнесу, путешествиям и чтению.

Зато очень порадовал настоящий лавинный рост посещаемости клуба за счет «сарафанного радио» и нескольких публикаций в центральных СМИ. Буквально за 2 года количество лиг в Москве и Питере выросло в 3 раза, открылись несколько спецпроектов и филиальная сеть. И это без больших финансовых вложений.

На вопрос, является ли клуб «60 секунд» делом всей его жизни, Леонид отвечает честно: он надеется, что это последний его бизнес.

Леонид Эдлин: «Яхт и личных самолетов мне не надо, так что достаточно просто обеспечить достойную пенсию. Буду расширять проект вширь и вглубь, придумывать новые форматы, экспериментировать и искать новых хороших людей в команду. Если это приведет к чему-то новому, что мне будет интересно в качестве хобби, – тогда да, возможно, подумаю о новом бизнесе. Но это маловероятно. А совет для всех, кто хочет встать на путь собственного бизнес-проекта, один. Ищите не деньги, не инвесторов, ищите интересное лично вам дело. Надо очень любить то, чем вы занимаетесь, тогда шанс на успех есть. Но не стопроцентный, конечно. Еще нужны, как минимум, энергия, ум и удача».

«60 секунд» в цифрах и фактах

Форма собственности

Индивидуальный предприниматель.

Дата открытия

Количество сотрудников

В штате – 7 человек.

Стоимость участия в игре

От 100 рублей с человека.

Очень крутые призы по итогам каждого месяца.

Стартовый капитал и окупаемость

Без стартового капитала. Мгновенная прибыль, которая растет в течение всех 8 лет существования клуба.

Доход, прибыль, рентабельность

Пример финансового отчета с одной игры в Москве:

– Играет 30 команд.

– Билеты – 36 000 руб. (1 200 руб. с команды).

– От ресторана за приведенные команды – 27 000 руб. (900 руб. за команду).

Итого: 63 000 руб.

Расходы на игру – примерно 20 000 руб. (персонал, призы, вопросы).

Основные результаты

50 филиалов в разных странах мира. И известный многим бренд.

Поклонники телевизионной игры «Что? Где? Когда?» знают, что в игре принимает участие одна команда из шести человек, сидящих за круглым столом с волчком. Но никто не мешает поставить рядом 10 или 20 столов, а ответы у команд принимать в письменном виде. А еще можно провести игры в нескольких залах на одних и те же вопросах, и объединить результаты в общую таблицу. Интересно, что иногда для демонстрации или знакомства с играющими командами применяются игры, в которых команды на вопрос ведущего еще и отвечают устно. Но делают это они по очереди и равное количество раз, что не нарушает основного правила спорта – все должны находиться в одинаковых условиях. Ниже, в хронологическом порядке, приведены действия, необходимые для проведения чемпионата. Покажем это на примере школьного турнира, который без труда можно адаптировать в студенческий турнир или соревнование внутри предприятия. А деление по возрастным категориям может быть применено и к иным категориям. Так, например, в вузе это могут быть студенты, аспиранты и преподавательский состав. Итак:

1. Подготовьте нужное количество вопросов. На первый случай вам пригодятся 15 новых вопросов (см. Приложение 8). Их должно хватить на небольшой школьный чемпионат. Если ученики вашей школы не участвовали в чемпионатах, можно использовать вопросы, которые звучали на районных играх или финале прошлых лет (см. Приложение 3), что поможет сравнить уровень играющих команд с игравшими в чемпионате. А для поиска вопросов в дальнейшем смотрите раздел «Где брать вопросы».

2. Повесьте на видном месте афишу чемпионата.

3. Оповестите учеников 8-11 классов (возможно участие отдельных учеников из младших классов, но, если они не вундеркинды, вопросы могут показаться для них тяжеловатыми).

4. Соберите предварительные заявки команд (см. Приложение 4) и предупредите их, что во время игры им понадобятся листы бумаги и ручки для записи вопросов.

5. Подготовьте ответные карточки из расчета 1 карточка на 1 вопрос для каждой команды. Их можно напечатать по образцу (см. Приложение 6) или нарезать чистые листы бумаги (например, формат А4 - на 16 частей) и попросить команды перед игрой написать в правом верхнем углу каждой карточки номера вопросов. Карточки заготовьте с небольшим запасом, так как в процессе игры некоторые могут потеряться или прийти в негодность.

6. Приготовьте 2 листа регистрации команд для старшей и младшей групп (см. Приложение 5), 2 ведомости подведения итогов для старших и младших (см. Приложение 7) и, желательно, таблички с названиями заявившихся команд.

7. В достаточно большом помещении (актовый зал, столовая, вестибюль, спортзал и т.п.) расставьте столы и стулья из расчета: 1 команда - 1 стол и 6 стульев, плюс стол и три стула для судейской коллегии. Судьям необходим достаточно просторный стол для сортировки и хранения ответных карточек, а также для одновременного заполнения игровых таблиц. Ведущему во время игры придется «жонглировать» списком вопросов, секундомером и микрофоном, поэтому, подумайте об организации его рабочего места. Расстояние между игровыми столами должно быть не менее 1,5 м, чтобы команды, с одной стороны, не мешали друг другу, а с другой – не подслушивали версии соседей. Если самое большое доступное помещение - актовый зал или аудитория с рядами кресел, можно расположить команду следующим образом: первых трех человек посадите на первый ряд, оставшихся троих - на второй, за спинами первой троицы. Так им будет удобнее обсуждать вопросы. На этих же двух рядах с интервалом в 2-3 кресла разместите другие команды. Пропустив 1-2 ряда, рассадите таким же образом еще партию команд и т.д.

8. На столах команд разложите ответные карточки и поставьте таблички с названиями команд. Вместо названий команд могут фигурировать номера, а ответные карточки можно выдать и во время регистрации.

9. В большом помещении желательно установить звукоусиление, иначе либо часть команд не расслышит вопросы, либо ведущий сорвет голос.

10. Пригласите судейскую коллегию в составе трех человек, которые будут оценивать правильность ответов команд и подводить итоги игр. Предварительно ознакомьте судей с Правилами игры (см. Приложение 1) и статьей «Советы судейской коллегии».

11. За 15-20 минут до начала игры предложите командам занять свои места за столами, зарегистрируйте их (запишите номер команды по порядку, название, класс, капитана) и проверьте, если того требуют условия соревнований, соответствие игроков команды заявленной возрастной группе. Так, в младшей возрастной группе могут играть команды, ВСЕМ игрокам которых исполнилось 15 лет после 01.09. текущего учебного года. Если в команде, которая заявлена в младшей группе, есть игроки старше, команда может либо заменить их, либо всем составом перейти в старшую группу. В старшей возрастной группе могут играть команды, состоящие из учеников, которым исполнилось 17 лет после 01.09. текущего учебного года. Игроки из 9-х и младше классов допускаются к играм в старшей возрастной группе (в младшей они в этом случае не играют). Игроки, старшей группы, либо заменяются, либо команда вообще снимается с соревнований. Ученики, которым исполнилось 17 лет после 01.09. текущего учебного года, могут организовать сборную команду и играть чемпионат школы вне зачета, то есть в оргкомитет ее результаты не отправляются. Данные возрастные границы приведены в соответствие с требованиями Международной ассоциации клубов (МАК) интеллектуальных игр, так как победители чемпионата города могут принимать участие в чемпионате России и Международном Кубке Молодежи. Однако, если городские соревнования проходят вне зачета МАК, все школьники могут играть по единой системе.

12. Попросите всех игроков приготовить бумагу и ручки, а капитанов – оформить ответные карточки, т.е. написать в левом верхнем углу каждой карточки номер, под которым команда зарегистрировалась у организатора игр, и, при необходимости, проставить в правом верхнем углу номера вопросов. Во время регистрации каждая команда получает игровой номер, которым подписывает свои ответные карточки, и под которым ее вносят в ведомость подведения итогов у судейской коллегии. Это позволяет команде быстрее подписывать свои ответы, а судьям - разбирать поступившие карточки, не вчитываясь в длинные и неразборчиво написанные названия команд. Чтобы не перепутать ответы команд старшей и младшей групп, команды старшей группы получают номера, начиная с 1-го, а команды младшей группы начинают регистрировать, например, со 101-го номера

13. Попросите нескольких человек из зрителей помочь собирать ответы у команд и приносить их судьям. Желательно, чтобы они были из неиграющих классов, чтобы не было подсказок.

14. Напомните игрокам основные правила игры:

Играть все команды будут одновременно, поэтому ответы надо сдавать в письменном виде;

На обсуждение вопроса дается одна минута и еще десять секунд на то, чтобы записать ответ и сдать его. Сданный ответ - это карточка в поднятой руке капитана команды (когда ее заберут помощники – не важно, главное - вовремя поднять);

В карточке должен быть только один ответ - если команда не может выбрать между правильным и неправильным ответом, считается, что она не справилась с вопросом, и очко ей не присуждается;

Отвечать нужно строго на тот вопрос, который задан: на вопрос «Кто?» указать человека, на вопрос «Где?» - место. Если команда понимает, о чем идет речь, но отвечает не на тот вопрос, очко ей не присуждается.

15. Объявите начало игры и передайте слово ведущему. Он должен будет читать вопросы, объявлять начало и конец минуты обсуждения, вести отсчет десяти секунд, отведенных на сдачу ответов (принято считать от «десяти» до «нуля»), следить за своевременной сдачей ответов и т.д. – все это подробно описано в Правилах спортивной игры «Что? Где? Когда?» (см. Приложение 1).

16. По окончании игры судейская коллегия подсчитывает количество ответов у каждой команды и объявляет победителей. Эти команды получают право играть во втором этапе - чемпионате района или города. Как правило, для того, чтобы определить победителя, хватает учета правильных ответов. Однако нередко их количество совпадает. Если первое место разделят несколько команд, им можно задать приготовленные заранее вопросы, чтобы определить победителя. А можно составить из игроков команд-победительниц сборную (только нужно быть уверенным, что в сборную попадут действительно сильнейшие игроки каждой команды, а для этого может понадобиться несколько дополнительных тренировок).

17. Однако командам надо учитывать, что на следующих этапах соревнования их ждет иной подход к выявлению победителей в случае равенства очков. Есть несколько способов, применяемых на разных турнирах. Познакомим вас с двумя основными системами. Так, например, довольно широко используется система «сумма мест». Суть ее состоит в том, что чемпионат разбивается на несколько туров (как правило, по 12 вопросов) и вместе с очками команды получают в зачет дополнительные показатели, соответствующие местам, занятым командами в каждом из туров. В случае, если две или более команд ответили на одинаковое количество очков, им записывается средний показатель. Так, если две команды заняли второе и третье места, им записывается (сумма мест разделить на два) показатель 2,5. Если три команды заняли, к примеру, пятое, шестое и седьмое место, то все получают показатель равный шести. В финале эти показатели суммируются и та или те команды, у которых показатель суммы мест оказываются меньше, в случае равенства очков имеют преимущество. Такой подход хорош на длинной дистанции, состоящей из многих туров. Другая распространенная система носит название «очко плюс рейтинг» и суть ее заключается в том, что преимущество имеют команды, ответившие на большее количество сложных вопросов. Сложность вопроса определяется количеством команд, не ответивших в данном турнире на поставленный вопрос. Такой показатель называется рейтингом вопроса. В случае совпадения количества игровых очков у команд, рейтинги вопросов, на которые команды ответили верно, суммируется, и преимущество получает команда с большей суммой. Такой подход позволяет рассеять команды даже в одном туре. Именно он используется в Воронеже. В Приложении 2 вы можете видеть, как расположились финалисты школьного чемпионата Воронежа 2002 года, игравшие по системе «очко плюс рейтинг». Обратите внимание, что с третьего по шестое место команды, набравшие одинаковое количество игровых очков, расположились согласно рейтингу. Это позволило определить «бронзового» призера без дополнительных вопросов. Впрочем, для определения лучшей команды в учебном заведении или предприятии вы можете воспользоваться системой на свой вкус или по согласию с капитанами команд. Для примера скажем, что в Курске используется не система «очко плюс рейтинг», а «рейтинг плюс очко», где в первую очередь учитывается сложность «взятых» вопросов. Такой подход дает возможность определить победителя среди сильнейших команд со стажем игры. Однако это скорей эксперимент. Можно выявить победителя и жеребьевкой. Но в любом случае условия, по которым команды соревнуются, должны быть известны всем заранее.

18. Результаты чемпионата (список команд и количество их ответов) сохраняются и передаются представителю оргкомитета на втором этапе чемпионата города. В Воронеже практикуется правило «проходного балла». Так, от одного учебного заведения могут пройти на следующий этап соревнований, кроме чемпиона, еще и команды, набравшие определенное количество очков. Однако для этого необходим ведущий или наблюдатель от оргкомитета.

Цель:
Расширить знания учащихся по предметам естественно-математического цикла.
Задачи:
1. Формировать умение интегрировать знания по разным дисциплинам естественно-математического цикла;
2. Развивать слуховое и зрительное восприятия, коммуникативную речь учащихся;
3. Воспитывать интерес к предметам естественно-математического цикла
4.Формировать личностные качества учащихся: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.

Оборудование: игровой стол, игровой круг, волчок, вопросы в конвертах для каждого сектора, чёрный ящик, набор круп, термос, лёд, географические карты, компас, оформление класса.
Ход игры
«Здравствуйте уважаемые гости!»
(музыка)
Мы рады приветствовать вас в нашем элитарном клубе «Что? Где? Когда?»!
Сегодня против команды учителей играет команда знатоков.
Уважаемые члены клуба и зрители!
Во время игры вы внимательно должны следить за ходом обсуждения и в конце выбрать лучшего игрока.
В клуб приглашаются наши знатоки! (МУЗЫКА)
1. Ведущий специалист по аудио и видео аппаратуре – ФИО
2. Самый сообразительный – ФИО
3. Самый старательный – ФИО
4. Самый наблюдательный - ФИО
5. Самый загадочный – ФИО
6. И самый-самый-самый – капитан команды ФИО
(МУЗЫКА)
А теперь я познакомлю вас с правилами игры!
Вы видите на столе игровой круг, который разделён на 5 секторов.
Голубой цвет – вопросы по географии
Зеленый – по биологии
Красный – по физике
Желтый – по информатике
Оранжевый – это сектор БЛИЦ

Знатоки должны ответить на 12 вопросов. За каждый правильный ответ знатокам дается 1 очко.
13 вопрос – БЛИЦ. В этом конверте целых 4 вопроса, на которые должны быстро ответить знатоки. Если хоть на один вопрос они не ответят – очко присуждается команде учителей.
1 раз в ходе игры знатоки могут взять помощь зрителей.
Итак, мы начинаем игру! ГОНГ
Вопросы игры
1.В чёрном ящике находится прибор, который стал известен в Европе в XII веке. Считалось, что он был изобретён китайцами 4500 лет назад. Сейчас эта версия признана ошибочной. Основу прибора составляет магнитная стрелка. Он служит для определения сторон горизонта. (Компас)
2.Африканцы называют эту гору «Горой божества холода». Назовите её, если координаты горы 30 ю.ш. и 380 в.д. (Килиманджаро)
3.Эта область России не граничит с другими областями и отделена от России расстоянием в несколько сотен километров. Назовите область. (Калининградская область)

4. Игрокам предлагаются 2 рисунка, на которых изображены физические явления. Часть второго рисунка закрыта. Нужно определить, что изменилось на втором рисунке? (Выпал снег, температура повысилась)

5. Загадка.
Я – вода, да по воде же и плаваю. (Лёд)

6.После дождей на земле, тротуарах появляются дождевые черви.
Чем это объяснить? (Дождевым червям не хватает воздуха)
7. В чёрном ящике находятся образцы круп. Назовите эти крупы, если 1 ую получают из гречихи, 2ую из пшеницы, 3ю из проса. (Гречка, манная, пшено)
8.. Весной оно живёт в воде, но не лягушка. Как оно называется? (Тритон)

9. В чёрном ящике лежит орган человека. У компьютера это тоже есть и нужно ему для обработки информации.
Что в чёрном ящике? (Мозг)

10. Сколько цифр в двоичной системе счисления числа 13?

11.Жили-были две фигуры: КРУГ И КВАДРАТ. На их улице было 3 дома: один дом был с окном и трубой, другой – с окном, но без трубы, а третий – с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своём доме. КРУГ И КВАДРАТ жили в домах с окнами. КВАДРАТ любил тепло и часто топил печку.
Кто в каком доме жил?

12. БЛИЦ
1) Назовите самый высокий материк. (Антарктида)
2) Сколько ног у кузнечика? (6)
3) В каком устройстве для работы требуется 101 кнопка? (Клавиатура)
4)Что такое молекула? (Мельчайшая частица вещества)