Головоломка квадрат из 4 частей. Увлекательные головоломки Совёнка

1 уровень

2 уровень

Купить игру Никитиных СЛОЖИ КВАДРАТ 3 уровень

Описание игры

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула нас на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного.

Получая части квадрата и задание “сложи квадрат”, малыш выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и по степени сложности. Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они напоминают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможныхвзаимоотношений и взаиморасположений. Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы “ледокола” надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх. Это делает излишним подсказку и объяснение.

Как сделатьигру

Приготовьте24разноцветныхквадратаизбумагиразмером 80x80 мм. Наклейте их на плотный картон толщиною 1-2 мм и положите под пресс. Когда клей высохнет, разметьте квадраты так, как показано на рис. 28. Аккуратно разрежьте квадраты на части по линиям, нанесенным на каждый квадрат. Разрезав на части один квадрат, обязательно поставьте с тыльной стороны номер квадрата на каждую его часть. И только затем разрежьте на части следующий квадрат. Не следует разрезать образец – квадрат № 1 (СК-1).

Рис. 28

Рис. 29

Квадраты, изображенные на рис. 28–29, служат ключом к решению, позволяют восстанавливать потерянные части квадрата и дают представление обо всех заданиях игры одновременно. Нумерация каждой из частей помогает взрослым контролировать выполнение задания.

Можно взять в качестве материала для квадратов цветной пластик. Внешний вид игры становится более привлекательным, и служить она будет дольше, но надо подобрать 23 разных оттенка цветов, это сложно, или окрасить в 23 цвета, да и обрабатывать пластик труднее.

Для игры надо сделать или подобрать подходящую коробку, а для малышей 2–4 лет кусочки от каждого квадрата целесообразно хранить в отдельном пакете или конверте под тем же номером, что и квадрат.

Таким образом, у вас получится 85 кусочков разноцветного картона, из которых можно сложить 24 квадрата. При этом оттенки цветов подберите настолько отличными друг от друга, чтобы все квадраты легко отличались по цвету.

Как играть

Если все части квадратов перемешаны в коробке или высыпаны на стол, то ребенку предстоит, во-первых, рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на 23 кучки в порядке номеров. Тут ребенок учится различать не только цвета, но и их оттенки, и, значит, развивает цветовое зрение. Во-вторых, сложить из каждой кучи кусков один квадрат такого же размера, как неразрезанный образец СК-1, чтобы получилось 24 целых квадрата. Это значит разрешить 23задачипостепенновозрастающейсложности.Ведьпервые 3 квадрата разрезаны только на 2 части, затем 8 квадратов складываются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, даже из 5. Такое задание будет под силу только школьникам или взрослым, да и не все смогут выполнить его, если не знакомы с образцом решения. Малыши же решают эти “задачки” несколько лет, начиная с простых и затем добираясь до все более сложных.

Любочке исполнилось 1,5 года, когда взял я для нее первые пакеты с квадратами и начал рассказывать сказку: “Жила-была девочка Любочка. Такая она была мастерица, все умела делать и даже большими ножницами резать бумагу и картон. И сделала она своим куколкам разные цветные квадратики для дорожки, красивые-красивые. Целый день делала, а вечером сложила эти квадратики в такие серые пакеты и легла спать... Прошла ночь, а утром Любочка взяла пакетики и стала доставать свои квадратики...” Тут я даю Любе первый пакет, и она достает оттуда черный квадрат. Услышал сказку и 4-летний братишка Ваня. Он устроился рядом и наблюдает за мной и Любой.

– Вот из таких хороших квадратиков сделает Любочка дорожку для куклы Юли. Давай положим квадратик около куклы.

И Люба старательно придвигает первый квадратик к кукле. Но во втором пакете лежит не квадрат, а 2 прямоугольника, и Любочка в недоумении смотрит на них. Я тоже “удивлен”.

– Кто-то разрезал квадратик, и получилось два прямоугольника. Что же нам теперь делать, Любочка?

Люба переводит взгляд с прямоугольников на меня, а потом берет их и прижимает одну половинку к другой; они, к счастью, повернуты окрашенной стороной к нам. Я не могу удержаться от улыбки и уже радостным тоном говорю Любе: “Вот хорошо! Положи теперь их рядом с черным квадратиком!” И она осторожно укладывает кусочки картона на стол. Первый кусочек ложится рядом с целым квадратом, а второй сдвинулся вперед, и Люба пытается его придвинуть вплотную. Удается это ей не сразу: то кусочек оказывается впереди, то сзади. Мы с Ваней не менее самой Любы хотим, чтобы он лег хорошо, и внимательно наблюдаем за ней. Но вот, наконец, он на месте, Люба смотрит на нас, а мы оба улыбаемся, говорим: “Хорошо положила!”, а Ваня даже хлопает в ладоши и радостно добавляет “Уля, уля!” (Ура!)

Но следующий квадрат, разрезанный по диагонали, у Любы никак не складывается – половинки сдвигаются то вперед, то назад, никак не останавливаются там, где надо. Мы молча смотрим с Ваней, а Люба через 30 секунд оставила непослушные половинки и повернулась к кошке, прыгнувшей на скамейку. Мы не стали звать Любу, и дальше кусочки квадратов доставал из пакетов Ваня, аккуратно прикладывая их один к другому, устраняя даже миллиметровые щели, и сделал цветную дорожку для куклы почти через весь стол. Не получилось у него квадрата только из пакета СК-10.

– Очень хорошая, ровная дорожка получилась у куколки! – подбодриляВаню.–Сумеешьтыпробежатьпальчикамипотакой дорожке? Вот так! – ставлю я указательный и средний пальцы на дорожку и осторожно “переступаю” по ней. Ваня копирует мои движения, и после “прогулки” мы снова возвращаемся к СК-10.

– А эти трудные кусочки давай сложим пока в десятый пакет. И запишем в твой дневник, что сложил сегодня девятый квадрат. Молодец, Ваня!

Люба вернулась к нам от кошки, когда мы с Ваней укладывали квадраты в свои пакеты. Ваня разложил пустые пакеты в рядок “по порядку”, т. е. так, чтобы крупные цифры на каждом конверте были видны и шли в порядке номеров (это тоже своего рода задание – “разложить пакеты по номерам”). А теперь он брал пакет СК-3 и, проверив, что на кусках квадрата с тыльной стороны стоит цифра 3, укладывал в пакет. Любе это тоже захотелось делать, и Ваня, давая ей очередной пакет, пояснил: “Сюда зеленые кусочки положи!” Так Люба помогла нам уложить остальные квадраты по пакетам, усвоив, видимо, при этом, что в каждый пакет складывают только одноцветные кусочки.

Через два дня, когда мы стали складывать из квадратиков “паркетный пол”, у Любы получилось уже 3 квадрата: СК-2, СК-4 и СК-5.

Так постепенно малыши решают эти “задачки”: сегодня удалось сложить только квадрат СК-2, а через два дня СК-3 и СК-4. А потом несколько раз подряд ни одного нового квадрата сложить не удалось, и игру “забыли” на неделю или даже больше. Вернувшись к ней, малыш сможет не только справиться с первыми, когда-то им решенными задачами, но и шагнуть значительно дальше.

В игре “Сложи квадрат” нет строго ограниченных и законченных заданий, как в других играх. Главная задача взрослых – исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных задач, чтобы малыша можно было похвалить и одобрить. Начало новой игры обязательно должно быть связано с приятными переживаниями для ребенка, если мы хотим, чтобы игры его увлекали.

Усложнениявигревводятсяпримерновтакойпоследовательности:

1. Сначала дать только образец СК-1 и конверт с квадратом СК-2. Сможет ли малыш достать их сам из конвертов и уложить рядом вплотную? Если он различает цвета, то можно дать сразу 4 конверта. Пусть ребенок сам достает из конвертов кусочки квадрата, сам переворачивает их лицевой стороной вверх, сам подбирает куски одного цвета (тона), сам вкладывает квадрат. После игры он сам может уложить куски квадратов в конверты или пакеты.

2. Можно увеличивать число конвертов с квадратами, прибавляя каждый раз по 1–2 новых (но можно предложить и 8–10 новых сразу, если есть уверенность, что малыш с большинством справится) и укладывая в виде дорожки, большого квадрата (из 4, 9 или 16 штук) или в виде прямоугольника (из 6, 8, 10, 12 штук).

3.Можнопредварительносмешиватькусочкиотнескольких квадратов и помещать их в один пакет, чтобы у малыша была необходимость рассортировать их сначала по цвету на кучки; а складывают квадраты как обычно, последовательно разбирая каждую кучку.

4. “Злая фея” смешала в одном пакете 5–10 и даже 15 квадратов, и их надо разложить не только в кучки по цвету, но и в порядке номеров. Такое задание могут делать развитые малыши уже с 2,5–3 лет, т. е. со времени, когда они начинают считать и узнавать цифры. Цифры им попадаются и в других играх, и если у взрослых нет боязни, что это “непосильно”, что знание цифр “превышает возрастные возможности”, и взрослые будут обращаться с цифрами, как со всеми другими словами и понятиями, то малыши легко запоминают и пользуются цифрами рано (на линейке, на часах, на термометре и т. п.).

5. Примерно с 4 лет и старше можно давать уже самый сложный вариант – разобрать по цвету и уложить в порядке номеров все 23 квадрата, куски которых какой-то “неряха” свалил в кучу и перепутал. Тогда понадобится и коробка размером 85x85 мм, куда их укладывают один на другой. Порядок складывания можно иногда изменять: один раз начинать с № 1, 2, 3, 4 и т. д., а в следующий раз начинать с конца, т. е. с № 24, 23, 22 и т. д., чтобы наверху оказался целый квадрат СК-1. Если к этому времени еще будут оставаться “труднющие квадраты”, не поддающиеся малышу, то их можно откладывать в отдельный конверт или, судя по обстановке, добавлять к тем, что лежат вместе.

6. В тех случаях, когда надо, например, помочь малышу усвоить нумерацию чисел от 1 до 24, задание можно изменять и, перевернув все кусочки на столе тыльной стороной вверх, раскладывать их не по цвету, а по номерам на каждом куске квадрата. Цвет тогда может служить только для контроля или вообще “не играть”. Их даже складывать в квадраты можно номерами вверх.

7. Когда малыш будет справляться с самыми сложными квадратами, можно давать задание “на время”. Для этого договоритесь оправилах.Например,перед началомребенокготовитдлясебя стол, ставит на него коробку, открывает крышку и убирает ее со стола, но кусочки из коробки не высыпает. Только по команде судьи “На старт! Внимание! Начали!” можно высыпать куски из коробки на стол и начинать сортировку и укладку в квадраты. Одновременно пускается секундомер или записывается время на часах с секундной стрелкой. Улучшая каждый раз свой “рекорд”, т. е. сокращая время на разборку и укладку, малыш учится находить рациональные приемы работы, экономить время и постепенно из медлительного становится быстрым и расторопным. А если есть несколько комплектов игры, то можно устраивать настоящие соревнования со всеми спортивными атрибутами.

8. И, наконец, вершина усложнения игры и безграничное ее расширение – придумывание и изготовление новых квадратов к уже имеющимся 24. В игре квадраты разрезаны только по прямым линиям, а ведь можно разрезать, используя окружность и ее части или другие кривые, иначе располагать линии разреза, изменять число частей, на которые делится квадрат, и т. д. и т. п. Здесь открывается необъятное поле деятельности для творческой фантазии и детей, и взрослых. Сколько новых “квадратов-головоломок” еще можно создать!

2.

КВАДРАТЫ НИКИТИНА

«Сложи квадрат» - знаменитая игра Б.П. Никитина для развития интеллектуального потенциала малышей.

Принцип игры напоминает сложение пазла - из отдельных разрозненных частей необходимо сложить нечто целое. Этим целым является каждый из 24 квадратов, входящих в состав игры. Квадраты окрашены в разные цвета, а способ их нарезки изменяется от простого к сложному.

Игра многоуровневая, уровень сложности зависит от количества составных частей. Самые простые задания (2-3 части) можно предлагать ребенку уже с 2 лет.

Игра вовсе не так проста, как кажется на первый взгляд - малыши могут решать эти задачки несколько лет. Она обучает самостоятельно мыслить, придумывать, творить. В процессе игры ребенок постигает такие понятия, как часть и целое, активно развивая способности к синтезу и анализу, пространственное воображение, учится комбинировать детали, собирая из них целое, учится вырабатывать алгоритм игры, разбивая сложную задачу на несколько простых этапов.

Варианты основных задач:
1. Рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на 23 кучки (первый квадрат так и остаётся целым). При этом, ребенок учится различать как цвета, так и их оттенки и, значит, развивает цветовосприятие.
2. Далее, нужно правильно сложить из каждой кучки кусков свой квадрат. Это значит решить 23 задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые 3 квадрата разрезаны на 2 части, затем 8 квадратов составляются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, из 5.
3. Постепенно усложняйте задачу. Сначала дайте ребенку детали от одного квадрата. Потом добавьте детали от второго, третьего и т.д. - перемешивайте детали.
4. Когда ребенок научится складывать все квадраты, то можно заинтересовать его игрой «на время».

Дополнительные задачи:
1. Можно сделать акцент на развитии воображения и творческих способностей - предложите ребенку, используя все части, «нарисовать» ими животных, предметы.
2. Предложите ребенку разложить квадраты в последовательности солнечного спектра (радугой), разложить по холодным и теплым цветам.
3. При помощи деталей разных квадратов можно заполнять нарисованные на бумаге силуэты.
4. Познакомьте ребенка с таким понятием, как симметрия. Выложите простейшую фигуру, например, стрелку, и предложите ребенку выстроить свою в зеркальном отображении.
5. Потренируйте память - постройте фигуру, дайте ребенку на нее посмотреть, а потом измените одну деталь, предложив ему найти, что именно изменилось.

Квадраты Никитина легко сделать своими руками. Для этого нужно вырезать из цветной бумаги 24 квадрата разных оттенков и наклеить их на картон. Затем каждый квадрат разрезать по предварительно нанесенным линиям.

Выложи на стол коробок спичек и отвернись, не подглядывай!

Попроси друга разложить в два ряда произвольное (но не очень маленькое) число спичек: в нижнем ряду на одну спичку меньше, чем в верхнем.

Затем попроси отобрать из верхнего ряда названное тобой число спичек (например, 12). Пусть друг не показывает тебе эти спички!

Теперь, не глядя на стол и не зная, сколько спичек взял друг, ты можешь сказать, сколько спичек осталось на столе! Их останется ровно на одну меньше того числа, какое ты назначил вначале (в данном случае их будет 11)!

Постарайся объяснить, в чём секрет этого фокуса.
Комментарии (0 )


Инструкция по изготовлению: скопируй страницу, приклей копию аккуратно на лист картона. Вырежи по контуру детали головоломки.

Задание 1. Из всех 11 частей головоломки собери воздушный шарик так, как показано на рисунке справа.

Нужно использовать все части; их нельзя накладывать, можно только прикладывать; между частями не должно оставаться пустых, не заполненных ими мест.

Задание 2. Части шарика - увлекательная игра, из них можно собрать много удивительных фигурок и придумать им названия. Поиграй в неё с друзьями или родителями.


Комментарии (1 )

Материалы и инструменты для изготовления головоломки: бумага, картон, клей, ножницы.

Инструкция по изготовлению: скопируй страницу, приклей копию аккуратно на лист картона и вырежи по контуру детали головоломки.


Задание 1.
Головоломка состоит из пяти частей. Возьми четыре из них - все, кроме квадратика. Составь из них квадрат.

Части нельзя накладывать, можно только прикладывать; между частями не должно оставаться пустых, не заполненных ими мест.

Задание 2. А теперь попытайся собрать квадрат по тем же правилам из всех пяти частей. Думаешь, это невозможно? Ты ошибаешься - ещё как возможно!


Комментарии (1 )

Материалы и инструменты для изготовления головоломки: плотный картон, верёвка, колечко, нож, шило.

Инструкция по изготовлению: вырежи из картона прямоугольник и прорежь в его центре отверстие, достаточно большое, чтобы в нём легко двигались верёвки, но в то же время сквозь него не проходило кольцо. Проколи шилом по краям два отверстия, чтобы закрепить верёвку на куске картона. Помни: чем больше прямоугольник и тяжелее верёвка, тем проще будет решить головоломку!

Собери головоломку так, как показано на нижнем рисунке. Если петли завязать неправильно - как на верхнем рисунке - задача не будет иметь решения!

Задание. Попытайся переместить кольцо с петли А на петлю В .

Ура, ура, ура! Я наконец-то доделала игру - головоломку "Сложи квадрат" по методике Никитиных.

Суть игры в том, чтобы из небольших частей разной формы сложить квадрат. Сначала собираем квадраты из двух и трех частей. Потом уже из четырех, пяти и т.д. То есть идем от простого к сложному. Каждый квадрат отличается по цвету. Игра развивает сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности, цветовосприятие. Я думаю, что игра увлекательна не только для детей, но и для взрослых. И некоторые квадратики довольно-таки сложно собрать даже взрослым. Мы играем с удовольствием в эту игру всей семьей. ;)

Эту игру можно приобрести в магазинах, но можно сделать и самостоятельно из фанеры, картона, линолеума или др. подручных материалов.

Вот процесс изготовления:


Как видите, все просто. Я сделала из картона рамочку (даже две) и много квадратиков. Каждый размером примерно 8х8 см. Квадратики обклеила с одной стороны цветной бумагой, каждый разного цвета. Рамочку обклеила цветным скотчем. Вот такая рамка в итоге получилась:


Игра "Сложи квадрат", которая есть в магазинах, тоже в рамочке. Но на сайте Никитиных ни о какой рамочке речи нет. И действительно, без рамки квадраты составлять гораздо сложнее, рамка облегчает эту задачу. Многие родители, создавая самостоятельно эту игру, отказываются от рамок именно по этой причине. Но я решила все-таки сделать рамочку, пусть будет)) А собирать квадратики как с ней, так и без нее, что мы и делаем.

На упомянутом сайте Никитиных есть схемы квадратов, но можно подойти к этому делу творчески и создать свои)

После того, как я обклеила картонные квадраты цветной бумагой и они высохли, я разметила квадраты карандашом на части и затем разрезала их по линиям. Я написала номер квадрата на каждой его части с обратной стороны , чтобы потом не перепутать части (некоторые квадраты у меня одинаковых цветов). А затем обклеила части скотчем, чтобы дольше сохранились.

Вот такие квадраты у меня получились.

Самые простые в сборке:

Черный квадрат не разрезан. Остальные состоят из двух или трех частей. С этими квадратами дочка справляется с легкостью как в рамочке, так и без нее.

Второй уровень сложности:

Здесь уже квадратики состоят из трех, четырех и даже пяти частей. На этом уровне сложности дочке пока не удается собрать три квадратика. А те, которые она собирает, в рамке собираются с большим успехом, чем без нее. Но мы пробуем и так, и так.

Следующий уровень сложности:

Здесь у дочки тоже некоторые квадратики получается собрать, некоторые пока еще нет.

И еще два квадратика:

Квадраты, кроме последнего коричневого, я делала по схемам, приведенным на сайте Никитиных. Но я сделала пока не все предложенные варианты, а сколько можно еще придумать! Квадраты каждого уровня сложности я храню в отдельных файлах.

Как мы играем в квадраты?

1) Я даю дочке файл с частями квадратов одного уровня сложности. Ей предстоит решить несколько задач. Во-первых, разложить все части по цветам. Потом уже попытаться собрать квадратики из элементов одного цвета. Как я уже писала, собираем и без рамки, и в рамке. Параллельно можно изучать, из каких фигурок состоит квадрат.

2) Можно поиграть в игру, предложенную на сайте Никитиных , а именно: построить дорожку для кукол из квадратиков. Достаем первый квадратик целый, ребенок складывает. А следующий квадратик уже состоит из нескольких частей. Можно придумать целую историю: "Ой, кто-то разрезал квадратик. Что же нам теперь делать?". Мало того, что ребенку нужно составить квадрат из частей, но еще и ровно приложить его к предыдущему квадрату. Так и выстраиваем дорожку. А потом куколки шагают по ней;)

Помимо дорожки можно придумать и другие сюжеты игр, например, построить квадратные домики, полянки и т.д.

3) А можно из частей квадратиков предложить составить какие-нибудь фигурки , конструировать: елочки, домики, кораблики, животных и т.д. Как по заданному примеру, так и позволив творить самостоятельно.


4) Можно предложить ребенку найти и выбрать все треугольники, четырехугольники и т.д.

5) Можно предложить разложить все части квадратов по их размеру: от самых маленьких к большим.

6) Для тех, кто уже начинает изучать цифры, можно дать задание сортировать части квадратов не только по цветам, но и по цифрам , подписанным на обороте каждой части.

Отдельно хочется остановиться на последнем нашем коричневом квадратике. Это танграм.

Танграм - это довольно известная самостоятельная головоломка, которая представляет из себя квадрат, разрезанный на 7 частей: 2 больших треугольника, 1 средний, 2 маленьких, квадрат и параллелограмм. Суть игры "Танграм" - собрать из ее частей какую-нибудь фигурку: человека, животных и др. Существует множество различных комбинаций.

До новых встреч!

Антонина Ефимова Весна,

P.S. Мне будет приятно, если вы выразите свое мнение о прочитанной статье. Это можно сделать тремя способами:

1) Оставьте комментарий. Форма комментариев располагается ниже. Мне приятно общаться со своими читателями. :)